МУЧЕНИК НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА
Середина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 29,2 × 23,9 см
Собрание С.Н. Воробьева
Икона экспонировалась на выставке "Иконопись из частных собраний" в 2004 году.
Житие св. Никиты сохранилось в нескольких версиях. Наиболее известно каноническое житие Никиты в изложении византийского агиографа Симеона Метафраста (X век), который опирался на древние источники. Согласно житию св. Никита был готским воином и жил к востоку от реки Дунай в IV столетии. За приверженность христианству Никита был схвачен и предан жестоким мучениям, после которых брошен в огонь. Кончину великомученика относят к 372 году.
Помимо канонического текста жития Никиты существовало апокрифическое житие, получившее широкое распространение на
Руси. В славянском переводе оно называлось «Никитино мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил» . По мнению ученых, «Мучение»
представляет собой переработанный текст жития одного из раннехристианских мучеников, который праздновался вместе с Никитой
Готским. Смешение двух разных житий св. мучеников началось еще на
греческой почве.
В апокрифическом житии присутствует эпизод, когда сидящему в темнице Никите является бес под видом ангела, льстиво уговаривая мученика поклонится себе. Святой молится, и слышит повеление от архангела Михаила схватить беса. Никита начинает избивать его, расспрашивая об его имени и о пославшем его. Бес отвечает, что имя ему Вельзевул, и он причина многих человеческих пороков. Никита берет с собой беса на судилище, которое устраивают над ним. Увидев беса, царь Максимиан спрашивает Никиту, это ли его бог, на что мученик отвечает, что он привел того, кому поклоняются язычники. Эпизод победы над бесом стал источником эпитета для св. Никиты – Бесогон.
Почитание св. Никиты было распространено в культуре уже, в конце XII в. в русском искусстве был известен сюжет избиения им беса. Истоки этой иконографии пока не ясны. Византийские памятники на этот сюжет неизвестны. Было высказано предположение, что столь полюбившее в русской традиции изображение избиения беса могло быть связано с широким бытованием апокрифа и двух заклинательных молитв св. Никите. В мелкой пластике избиение беса св. Никитой вошло в широкое употребление со второй половины XIV века. Особое почитание мученика присутствовало в культуре Московской Руси в XVI веке. Тогда же этот сюжет распространился в иконописи. К числу таких произведений относится икона из собрания С.Н. Воробьева.
Композиция иконы построена сложно, энергичные ракурсы фигур, обилие диагональных линий подчеркивают ее динамику. Рисунок отличается тонкостью, фигуры пропорциональностью. В исполнении личного мастер добивается тончайших красочных переходов. Икона изысканна по колориту, исполнена с применением дорогих привозных красок – органической красной на плаще Никиты, бордового бакана на колонках и на кровле свода палаты.
Уровень стилизации рисунка, построенного на спрямленных линиях, с обилием острых углов, соответствует стилистике столичной иконописи середины XVI века придворного круга.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев