Еще чего! Не много ли ей чести будет? 💰👇💶
Еще чего! Не много ли ей чести будет?
-Не понять тебе, Лиля. Вот ты заладила- чужая, посторонняя! Да какая же она мне чужая, когда мы с ней 10 лет душа в душу прожили? Она же всегда и во всем меня поддерживала, всегда на моей стороне была. Знаешь, как она Саньку строила, когда он на меня ей жаловался? А сколько помощи, сколько поддержки от нее было?
-Ой, вот только не начинай опять свои сказочки о том, что тебе свекровь вместо матери была. Сколько раз я это уже слышала? Все равно не верю. Не бывает идеальных свекровей, и даже не доказывай мне обратное.
-А я и доказывать тебе ничего не буду. Просто таких, как мама Паша, их мало. Тебе такая не встретилась, а мне повезло. Я ведь тоже после своей первой свекрови думала, что не бывает их хороших , а оказалось, что еще как бывают.
***
С Санькой Настя начала встречаться через пять лет после развода. Тихо, украдкой, чтобы никто не знал. Зачем давать лишний повод для сплетен и пересудов? Да и не думала она, что что-то серьезное у них получится. Не хотела еще раз обжечься, и замуж больше выходить не планировала. Ну его, этот замуж! Была она там, и ничего хорошего увы, не увидела. Только скандалы с мужем, слезы, побои, упреки свекрови и ее вечное недовольство. Не так готовит, не так убирает, не так ведет хозяйство и не так воспитывает дочь.
К себе домой Настя Саньку не приглашала. Дочка, хоть и маленькая еще, почти 8 лет ей, но ведь все понимает ребенок.
Саньку такие отношения не устраивали. Хотелось мужчине семью, детей, чтобы дома его ждали, а не эти редкие встречи украдкой. Он тогда заглянул Насте в глаза и сказал, мол, я не хочу так, Настя. Ну что это такое? Мы с тобой взрослые люди, а по углам прячемся, как преступники. Я семью хочу, чтобы все по человечески было. От кого нам с тобой прятаться? Ты свободная, я тоже.
Удивительно, но с Ксюшей, дочкой, Санька общий язык нашел быстро. Это поначалу девочка встретила его совсем недружелюбно, а потом успокоилась, и с Санькой подружилась.
С Санькиной мамой Настя знакомиться боялась. Отчего- то была она уверена, что точно не понравится маме будущего мужа. Мало того, что в разводе, так еще и ребенок от первого брака есть. Казалось Насте, что с первого взгляда возненавидит ее Сашкина мама, и точно не даст им жизни.
Санька смеялся, и говорил, что он тоже не сказать что завидный жених. Не красавец, миллионов в загашнике не имеет, обычный работяга. Не мальчик- колокольчик, тоже был женат. Правда детей не случилось.
С опаской Настя смотрела на Санькину мать. Обычная женщина. Миловидная, стройная, улыбчивая, и на первый взгляд очень простая. Не было ни расспросов, ни презрительных взглядов, которых так боялась Настя.
Удивительно, но общий язык нашли они сразу. Показалось Насте, что знает эту женщину она очень давно, будто всю жизнь общались. Так легко и непринуждённо, что даже и не верила Настя, что так бывает.
Повернувшись к Ксюше, Санькина мать улыбнулась ребёнку искренне, по доброму, и сказала, мол, чтобы было проще, зови меня просто- баба Паша.
-Паша? А разве есть такое женское имя?
- Конечно есть! Это сокращённое имя, а полное моё имя- Прасковья. Вот это имя точно для вас, молодёжи, в диковинку. Я ведь когда родилась, ещё не было всяких технологий. Не умели люди видеть, мальчик или девочка у мамки в животе прячется. Папка мой очень уж сына хотел, даже имя придумал, мол, Пашкой сына назову, и будет он у нас Пал Палыч. А мамка моя возьми, да того Пал Палыча девчонкой и выроди! Только папка мой не растерялся, и всё равно по своему сделал, и меня Пашей назвал. Кто же коней- то на переправе меняет? Так и вышло, что по документам я- Прасковья, а для людей всю жизнь Пашей была. Паша Павловна.
Не думала Настя, не гадала, что во втором браке повезёт ей не только с мужем, но и со свекровью. Даже и мечтать не могла, что свекровь ей мать заменит, которая у Насти 8 лет назад умерла.
Конечно, первое время все ждала Настя подвоха. Да еще подруги масла в огонь подливали, мол, ты с ней ухо востро держи, не расслабляйся. Это они сразу такие милые, белые, да пушистые, а потом зубы покажут, оскалятся, и сожрут тебя, ни разу не подавившись. И наверное подсознательно ждала Настя, когда свекровь ее жрать начнет. Ждала и боялась, стараясь лишний раз не пересекаться со свекровью.
Паша, видя, что невестка ее сторонится, в жизнь сына не лезла. Не приходила с внезапными проверками, не проверяла содержимое кастрюль, не указывала Насте на то, как вести хозяйство. Жила своей жизнью обычной пенсионерки, иногда подрабатывала, готовила ребятишек к экзаменам. Сажала огород, разводила комнатные цветы, встречалась с подругами и ходила в ДК на репетиции. Увлеклась вот на старости лет самодеятельностью, и даже организовала целый ансамбль, собрала вокруг себя таких же увлеченных и творческих людей.
Санька на Настю даже обижался, когда она отказывалась ехать в выходной день к матери в гости.
-Что ты как маленькая, Насть? Ну не съест тебя мама. Она же ждет нас, вон, пирогов напекла. Баньку затопим, мясо пожарим. Ну что нам тут сидеть, в четырёх стенах? Неужели тебе так противно ее видеть?
Настя на Саньку сердилась, объясняла, что просто боится. А вдруг все будет так, как в первом браке? Поэтому надо поддерживаться принципа- чем дальше, тем роднее. Да и вообще, не буди лихо, пока оно тихо.
Зато Ксюша к бабушке ездила с удовольствием. Девочка тянулась к бабе Паше, и с радостью ее навещала. А уж когда стала Санькина мать заниматься с девочкой, чтобы избавить ее от картавости, то готова была Ксюша ездить к бабе Паше хоть каждый день. А в выходные и вовсе с ночёвкой отпрашивалась, и баба Паша звонила Насте, мол, отпусти Ксюшу. И мне веселее, и вы вдвоём побудете.
Настя тогда спросила у мужа, мол, она что, логопед у тебя? Я думала, что она учитель русского и литературы. И Санька, просто пожав плечами, кивнул головой, мол, и учитель, и логопед. А еще педагог- дефектолог. Всю жизнь училась. Почти 10 лет в интернате отработала, с трудными детьми, так что за Ксюшу не переживай, скоро и следа не останется от ее картавости.
Настя удивлялась все больше и больше. Такой разносторонний человек! И Ксюша к ней тянется. А ведь ребенка не обманешь. С родной бабушкой девочка общается с неохотой, а тут посторонний человек, а отношения, как с родным.
Постепенно и Настя оттаяла. Как- то все само собой вышло. Может быть устала она ждать чего-то плохого, а может быть просто решила- будь, что будет. Всю жизнь бояться глупо, тем более, что ничего плохого ей эта женщина и не сделала.
Вскоре Настя уже с удовольствием ждала свекровь в гости, да и сама тоже стала часто навещать ее. Где с огородом помочь, а где просто поболтать. Интересно было слушать Пашу. Столько историй у неё было- заслушаешься.
И когда впервые, случайно, неожиданно, назвала Настя Пашу мамой, испугалась вдруг, что сама все испортила, вздрогнула, втянула в голову в плечи, и опустила глаза в пол, боясь глянуть на свекровь.
И Паша, улыбнувшись, тихо сказала, мол, что, дочь?
Всякое бывало. И с Санькой ругалась Настя, да так, что уходил он из дома, хлопнув дверью. Думала Настя, что и не помирятся, но, спасибо Паше. И Саньке мозги вправила, и Настю выслушала, советом помогла. Ссоры- то были от того, что никак не получалось забеременеть у Насти, а Саньке казалось, что не хочет она, и в этом вся проблема.
Паша тогда Саньке такую лекцию прочла на тему того, что не всё в этой жизни бывает так, как нам хочется.
- Я вот тоже ещё детей хотела, а видишь, как вышло? После тебя как отрезало. Видать Бог решил, что и одного сына нам хватит, раз больше детей не дал нам с отцом. А потом вдовой я осталась, и решила, что другого мужа мне не надо. Кабы от нашего желания и хотения что- то зависело, сын, иные бы и вовсе не рожали, потому как не хочется, а другие напротив, только родами бы и жили, потому что шибко деток охота.
Настю Паша наоборот успокоила, мол, ну что ты зациклилась? Отпусти ситуацию. В больнице что вам сказали? Здоровы? Вот и славно. Живите себе. Даст Бог- родите, как время ваше придет.
А уж когда забеременела Настя, то Паша и вовсе расцвела. Она уж и не чаяла маленького на руках подержать, а тут такой подарок на старости лет! Семь лет ведь прожили Настя с Саней, когда чудо случилось.
И опять боялась Настя, что после рождения родного внука Ксюшу оттолкнет от себя Паша. Родной есть родной, а Ксюша ей никто, чужая.
Паша, словно почувствовав страх Насти, обняла её, и сказала, мол, теперь у меня полный комплект будет. Внучка и внук. Прикипела я к Ксюше, Настенька. Даже не представляю, как бы я без неё?
И правда, когда родился Миша, не оттолкнула Паша от себя внучку, не отодвинула её на второй план. Всё так же брала Паша девочку на выходные, все так же дарила ей приятные мелочи, все так же занималась Паша с внучкой, готовила ее к экзаменам, и шушукались они, секретничали, и переглядываясь улыбались.
Давно уже купили Настя с Санькой общую квартиру, давно уже выдали Паше комплект собственных ключей, чтобы приходила она к ним в любое время. И Паша приходила в перерывах между своими делами. С репетиции забежит, по пути Насте сообщение напишет, мол, я рядом, забегу к вам, можно?
-Чего спрашиваешь, мам? Забегай конечно! Сама зайдешь, я Мишу спать укладываю.
Тихонько заходит Паша, стараясь не шуметь, чтобы внука не разбудить. Пакет с гостинцами в сторонке оставит, аккуратно разденется, и на цыпочках, как мышка, пройдет в зал. Выйдет Настя из комнаты, прикроет за собой дверь, и глянет возмущенно на Пашу, которая сидит в уголке кресла, сложив сухонькие свои ручки на коленях.
-Мам, ты что сидишь, как не родная? Что чаю не нальешь? Хоть бы телевизор включила!
-Да что ты, дочка! Я так, тихонько, чтобы не мешать. Уснул Миша- то? И ты бы с ним вместе поспала, а то вон, осунулась вся, круги под глазами.
-Пойдем поедим, а то бегаешь голодом.
-С тобой если только, дочка. Одна не буду, скучно одной.
Бывало, что и засыпала Настя вместе с сыном, а Паша так и сидела тихонечко, боясь нарушить тишину. И Настя все ворчала, мол, ну что ты, мам? Шла бы пообедала, да тоже прилегла, а то сидишь в уголке, как неродная!
Сколько планов на жизнь было у Паши! Столько сил, столько энергии, и не смотри, что юбилей по осени отметила, 75 лет. Не собиралась умирать Паша. Некогда ей. У внучки экзамены скоро, помочь надо Ксюше. Она вон какая умница, старается, на одни пятерки учится. В медицинский поступать собралась, врачом будет.
Внук в садик весной пойдет, тоже помогать надо. Настя на работу собралась выходить, так что помощь- то всяко нужна будет. Где из сада забрать мальчонку, где на больничном с ним посидеть.
В общем, вся в делах Паша, вся в заботах. Рассаду вот посадила, важное дело, хорошее. С Настей вместе решали, чего и сколько сажать будут, даже повздорили немного. Настя уговаривает, чтобы уменьшила Паша посадки свои, а Паша ни в какую. Как уменьшать- то, когда все надо? И перчик, и помидорки.
К концерту готовиться начали, к 9 мая песню репетируют. Это же такое счастье, в этот важный день перед народом выступать! А потому и готовиться надо основательно, чтобы все прошло как надо.
В тот день Паша с репетиции шла. Попила чай с сыном и невесткой, да засобиралась домой, мол, столько дел еще сегодня...
Санька хотел отвезти мать домой, мол, подожди, машину прогрею, и отвезу тебя, да Паша отказалась.
-Ты выходной? Вот и отдыхай, куда собрался? Я сейчас еще в магазин зайду, как раз хлеб должны испечь девчата. На такси доеду, что ты машину будешь маять?
Саньке бы настоять, да с матерью спорить себе дороже. Упертая такая, что и не переубедить сроду.
И часа не прошло, как зазвонил у Насти телефон. Она, пока Санька Мишутку спать укладывал, на кухне суетилась. Глянула машинально- соседка мамкина звонит. Ответила, мол, да, Галина Федоровна, что такое?
Даже не сразу поняла она, что пытается сказать ей соседка. Из трубки доносился взволнованный голос пожилой женщины, мол, Настя, беда, слышишь, Настя? Мамка- то ваша того, померла кажись.
Удивленно глядела женщина на мужа, Саньку, и только хлопала глазами. Как это- мамка умерла? Это что, шутка такая? Да быть этого не может! Она ведь вот только ушла!
А из телефона доносились обрывки фраз вперемешку со всхлипываниями и рыданиями, словно собеседник нечаянно глотал не слова, а целые предложения.
-Настя, слышишь меня? Мимо иду, лежит Паша-то! Неживая вроде, Настя! Беда! Я скорую вызвала, и полицию, приезжайте скорее, Настя!
Настя, сглотнув ком в горле, тихо, еле слышно сказала Саньке, мол, мама умерла, Сашка!
Сашка смотрел на жену не то удивлённо, не то раздражённо.
- Ты что несёшь, Настя? Она же вот только от нас ушла! Как это, умерла? Это же не правда, да?
А дальше они, не сговариваясь, кинулись одеваться, чтобы ехать на край города, в частный сектор, туда, где жила мама. Сашка, на ходу надевая куртку побежал заводить машину, а Настя уже тарабанила кулаком в дверь соседке, чтобы та приглядела за сыном.
- Танечка, пожалуйста, посмотри за Мишкой! С мамой беда, Таня!
Таня, без слов, без лишних разговоров, едва кивнув головой прошла в квартиру следом за Настей.
- Он только уснул, Таня, так что часа 2 проспит, а через час Ксюша из школы придёт.
- Иди давай, разберусь. Позвонишь, если что.
Ехали молча, лишь изредка бросая друг на друга испуганные взгляды. Нет, ведь это же не правда! Не могла мама умереть!
Настя выбежала из машины первой, не дожидаясь, пока муж заглушит двигатель.
Что-то было не так. Открытая дверь веранды, пакеты с продуктами, аккуратно стоящие рядом с калиткой, свежая буханка хлеба, такая ароматная, румяная, аппетитная, валялась чуть поодаль от мамы.
Мама лежала на белоснежном пушистом снегу. Такая маленькая, беззащитная. Словно устала, и просто прилегла отдохнуть в мягонький, пушистый, искрящийся снежок. Пахло свежим хлебом, и этот аромат смешивался с морозным воздухом, создавая странное ощущение нереальности происходящего. Её руки были слегка раскинуты в стороны, как будто она просто спала. На лице застыла лёгкая улыбка, словно мама просто наслаждалась коротким отдыхом.
Слишком неподвижной она казалась, а снежинки, оседающие на её лице, не таяли, как обычно. И эти пакеты с продуктами, аккуратно стоящие рядом словно выбивались из общей картины.
Словно в страшном сне. Скорая, полиция, ступор, причитания соседки. Результаты вскрытия, подготовка к похоронам. Суета, беготня, нервы, волнение, и пустота. Неужели так бывает? Был человек, и нет его. И никто не виноват. И никто не мог помочь, даже окажись этот кто-то рядом с Пашей. Тромб оторвался, оборвав жизнь такой замечательной женщины, которая совсем не собиралась умирать.
И свежий хлеб в тот день так и остался несъеденным, словно символ незавершённого дня, который навсегда изменил их жизнь. Жизнь без мамы , свекрови, и бабушки.
Глянет Настя на подругу, смахнет слезу, и промолчит. Не поймёт её Лиля, потому что не было у неё такой свекрови, как мама Паша.
А у неё, Насти, была. Свекровь, которая стала ей по-настоящему родной, которая смогла заменить ей маму.
Была, да только ушла навсегда, оставив после себя лишь тёплые воспоминания и пустоту в сердце.
Автор: Язва Алтайская. Группа Жизненные истории
Если Вам нравятся истории, присоединяйтесь к моей группе: https://ok.ru/lifestori (нажав: "Вступить" или "Подписаться")
ТАМ МНОГО И ДРУГИХ ИНТЕРЕСНЫХ ИСТОРИЙ
Ваш КЛАСС - лучшая награда для меня ☺Спасибо за внимание❤
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев