Сегодня, 18 ноября, исполняется 92 года со дня рождения мэтра отечественного кинематографа Эльдара Рязанова.
В одном из интервью Рязанов сказал: "Мне Андерсен близок тем, что он нес людям добро, что у него было очаровательное чувство юмора, и где-то в глубине души он был, несомненно, озорник". Наверное, именно таким является и сам народный (и самый любимый) режиссер страны. То, что его фильмы, практически все, не потеряли актуальности и смотрятся на одном дыхании до сих пор, говорит о многом.
В его творческой биографии живут новогодние истории, рождественские сказки, которые каждый год показывают по телевидению 31 декабря; поэтично-грустные истории любви; романтичные перевоплощения героев времен войны 1812 года. В основу любого фильма, снятого Рязановым, всегда ложился совершенно невероятный случай, но втиснутый, между тем, в рамки привычного быта. Это был анекдот, как в случае с кинофильмом "Берегись автомобиля", или случай из собственной жизни ("Гараж"), или придуманное, но оттого не менее реальное происшествие ("Невероятные приключения итальянцев в России"). И режиссер с одинаковой виртуозностью создавал выдумано-реальную историю, поражающую узнаваемостью и вместе с тем совершенной своей невероятностью. Получалось этакое волшебство в соседнем дворе.
Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
а в этом знаке жизнь заключена.
В ту черточку вместилось все, что было...
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.
Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.
Эльдар Рязанов
Буквально метеором влетел он в художественное кино своим фильмом «Карнавальная ночь» и остался в нем навсегда.
Если бы он создал только фильмы "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих", этого было бы предостаточно, чтобы остаться в истории мирового кинематографа надолго.Но еще ведь были "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные" и другие.
Сам о себе Эльдар Рязанов поэтично сказал:
Так что же такое Рязанов Эльдар?
Расскажем о нем по порядку:
Рязанов не молод, но он и не стар,
Не любит он делать зарядку.
Умеет готовить салат и омлет,
Гордиться собой как шофером.
В кино он работает множество лет,
И там он слывет режиссером.
Врывается часто в чужие дома,
Ему телевизор – отмычка.
И любит поесть до потери ума,
А это - дурная привычка.
В одежде не франт, не педант, не эстет,
Как будто небрежна манера.
Он просто не может купить туалет,
Увы - не бывает размера.
Эльдар Александрович из толстяков,
Что рвутся худеть, но напрасно,
И если работа удел дураков,
Рязанов – дурак первоклассный.
Как-то Леонид Якубович долго и эмоционально рассказывал, какой замечательный Рязанов, и вдруг подытожил сказанное очаровательной фразой: «Облако в штанах» — вот что такое Рязанов!». Вообще говорить, а тем более писать об Эльдаре Александровиче — занятие более чем неблагодарное, потому для нас он такой же национальный герой, как, например, Юрий Гагарин или Юрий Никулин. А о создания культовых рязановских фильмов уже рассказана масса историй, начиная с первого звездного — «Карнавальной ночи», от которой он поначалу четыре раза отказывался, но после ее выхода на экран проснулся знаменитым. С тех пор его считают режиссером-комедиографом, хотя его картины уже вышли за рамки этого сложного жанра. Режиссер без кокетства констатировал: «Если бы не было моих фильмов, мы все были бы еще хуже».
Однажды на вопрос журналиста «Что вы считаете главным достижением в жизни?» Эльдар Александрович ответил: «Несмотря ни на что, остаться самим собой».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 38
Й
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех..... " Всего лишь маленькая черточка, за которой целая жизнь, покинувших нас любимых и родных людей...
ПОМНИМ И ЛЮБИМ
Эльдара Александровича Рязанова !
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоём,
как нам одолеть большую зиму.
Одолеть её необходимо,
чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живём!
Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят.
Господи, как я метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметёт остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу.
Э.Рязанов (романс из кинофильма
"Небеса обетованные"