Не дожив нескольких дней до своего 89-летия, после тяжелой болезни - 9 декабря 2017 года ушел из жизни народный артист СССР, артист московского театра "Ленком" - Леонид Сергеевич Броневой.
Это имя - знаковое. Так же, как имена Вячеслава Тихонова,
Олега Табакова, Василия Ланового. И актеров более старшего
поколения, уже ушедших: Ростислава Яновича Плятта и
Евгения Александровича Евстигнеева.
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве.
Его родители познакомились на рабфаке, мама - Белла
Львовна - училась на экономическом факультете, папа -
Соломон Иосифович - на юридическом.
Как вспоминает Леонид Сергеевич:
«Они были кристально чистыми людьми - сейчас это,
возможно, звучит смешно. Они верили в светлую идею, в
революцию. Отцу предложили работать в НКВД. Мама же
советовала отцу пойти по линии адвокатуры: тогда, мол,
тебе придется людей защищать, а в НКВД тебя заставят
заниматься совершенно другим делом, далеким от защиты.
Отец не послушался, пошел служить ТУДА. Носил один
ромб, что соответствовало чину армейского генерала». Однако в 1937 году родителям пришлось расстаться, когда
отца арестовали, осудили, а Леонида с матерью как «семью
врага народа», сослали в город Малмыш Кировской области.
Жизнь была сломана. Матери было 27 лет, ей сказали:
разведись, жить будет легче. Она последовала этому совету,
даже отчество сыну поменяла на Сергеевич, но жить легче
не стало: в ссылке голодали и холодали. Спустя четыре года
они с мамой вернулись в Киев, а через несколько дней
началась война. Пришлось срочно эвакуироваться. Так они
оказались в южном Казахстане, в городе Чимкенте.
В Средней Азии Броневой закончил Ташкентский
театрально-художественный институт имени Островского.
После него были театры Магнитогорска и Воронежа,
Грозного и Иркутска. О своей работе в провинции Леонид Сергеевич
вспоминал с гордостью:
«В провинции актер вкалывает гораздо больше, чем в столице,
приходится готовить по 4-5 спектаклей в год, потому что
зрителей больше чем на 15-20 спектаклей не наберешь.
Провинциальный артист - это труженик, рабочая лошадь!
У него нет никаких приработков: ни в кино, ни на местном
телевидении и радио, где вакансий внештатников никогда нет.
Можно только драмкружок вести на заводе. В Иркутске мне
удалось организовать драмкружок только потому, что я
пообещал за те же деньги - 60 рублей в месяц - создать еще и
хор. Аккомпанировал хору на аккордеоне, привозил его в Москву». Когда актер перебрался в Москву, будущему народному
артисту СССР далеко не сразу удалось найти место в
Театре на Малой Бронной - не брали никуда. Позже о нем
будут говорить как об одном из тех, кто определил лицо
этого театра в эпоху великого Анатолия Эфроса. Его невеселый скепсис и даже известная едкость потом очень
подошли Марку Захарову - когда Броневой в конце 80-х, после
ухода Эфроса, перешел в труппу театра «Ленком». В кино - с 1964 года, самая популярная кинороль - Генрих
Мюллер в легендарном телесериале Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны». Эта роль стала «визитной
карточкой» актера вполне справедливо. После Мюллера Броневой и «проснулся знаменитым»
- настолько, что некоторые до сих пор считают его «актером
одной роли»; но это, конечно, неправильно и несправедливо.
Мудрец и сатирик жили в нем на равных правах, но качества
эти таковы, что законно проявляются они в людях только
с возрастом и с жизненным опытом.
Наибольшее профессиональное умение Броневого - умение
мыслить в образе. Это своеобразные актерский интеллект,
который украсил и другие роли Броневого в фильмах:
«Покровские ворота», «Формула любви», «Тот самый
Мюнхгаузен», «Небеса обетованные», «Простые вещи» и др. К своим ролям как в кино - так и в театре Леонид Сергеевич
подходит со всей ответственностью: «Я самоед. Чем больше
играю, тем больше мои требования к самому себе. В
молодости был легкомысленным: дали красивые сапоги,
замаршировал браво, и все прекрасно. Сейчас все совсем
по-другому: долго обдумываю роль, слова, в общем, начинаю
жить ею. Другим я прощаю огрехи - не делаю замечаний,
если только сами не спросят. А к себе бес-по-ща-ден». Леонид Броневой был ведущим артистом Московского
драматического театра на Малой Бронной. С 1988 г.
служил в Московском театре «Ленком». Броневой -
лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и России(1996),
полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Однако, несмотря на удачные роли и всенародное признание
официальных наград Леониду Сергеевичу пришлось ждать
долго. Чтобы получить почетное звание, надо было пройти
девять кругов ада. И первый самый страшный - партбюро
театра. После - райком партии, горком профсоюза и т.д.
Поскольку Броневой был беспартийный, это становилось
для него большой проблемой.
Народный любимец, блистательный актер на сцене и в
кино - о Леониде Броневом хочется говорить только в
превосходной степени. Но известно, что сам он был
человеком невероятно скромным. Не любил давать
интервью и на беседы с журналистами соглашался
крайне редко. Но уж когда соглашался, то отвечал на
вопросы неторопливо, вдумчиво, тщательно
подбирая каждое слово.
Актриса Елена Шанина рассказала в интервью, что сразу поняла, - «это конец»:
«Буквально накануне вечером я позвонила нашему
театральному водителю Виталику: последнее время он
всегда был при Броневом, ну буквально каждый шаг
его контролировал - и в больнице, и до больницы.
В общем, звоню, спрашиваю: «Как там Леонид Сергеевич?»
А он мне: «Представляешь, мороженое попросил. Я погнал
ребят, сейчас принесут»». По словам актрисы, именно в
этот момент она поняла, «что это конец - такое простое
детское желание». «Вроде бы позади огромная сложная
жизнь, со всеми нашими актёрскими амбициями,
а тут - мороженое».
Комментарии 18
Светлая память
Долгая творческая жизнь и это главное! Ни сплетен, ни пересудов о нем. Только тёплые воспоминания
Вечная Светлая Память.
Л. Броневой.