Артист был звездой экрана, отчаянно болел за питерский «Зенит», руководил театром и работал народным депутатом СССР. Но при всех званиях, регалиях и бешеной популярности он оставался человеком. Любившим корюшку, грибы, водочку. Обожавшим столярничать. Даже говорил: «Мне человеческое дороже, чем актёрское, и важнее, чем актёрское». И считал себя среди коллег белой вороной.
Скорее всего, он не был бы тем Кириллом Лавровым, которого обожают несколько поколений театралов и киноманов. Немалую роль в том, что он мог спокойно и много работать, сыграла его единственная жена Валентина – актриса, которая собственной карьере предпочла успех мужа и семейное благополучие. Они прожили вместе 50 лет, вырастили сына и дочь, дождались внучки, любили свою дачу в Гатчине…
Не предполагая ещё, какое место займёт в культуре страны, Кирилл Лавров понимал, что женщина рядом с ним должна быть не просто верна ему до гроба – ей надлежит вести дом, растить детей. И делать всё, чтобы атмосфера в семье была благоприятной. Его супругой могла стать Элина Быстрицкая, и они, несомненно, выиграли бы звание самой красивой пары советского кино. Но отец Кирилла сразу почувствовал: молодая амбициозная артистка – не вариант для его перспективного сына. Яркая карьера, но не очень счастливая женская судьба Быстрицкой – тому подтверждение.
Да, в 1950-е Кирилл поступил жёстко. Какое-то время он встречался и с Элиной, и с Валей Николаевой, приехавшей после учёбы в Киев. А потом на вокзале познакомил девушек. Быстрицкая, прибежавшая провожать любимого, как и Валя, в ярости выбросила букет в урну. И пошла прочь. Не оглядываясь. Но надеясь, что Кирилл догонит. Обнимет…
Не догнал. В счастливое будущее он отправился с Валей, ещё не зная, что она посвятит жизнь ему. Будет служить в БДТ, но станет соратницей, которая не соревнуется с мужем, не ревнует к успеху и поклонницам, звонившим даже ночью. Лаврову повезло. Ему досталась мудрая жена.
Можно было бы перечислить все его роли в театре, в кино. Вспомнить, что в БДТ и на экране артист не раз надевал жилетку Ленина. Что до последних дней выходил на сцену. А в кино последней его ролью стал Понтий Пилат, о котором Лавров говорил: «В каждом из нас сидит кусочек Понтия Пилата, у каждого были моменты, за которые ему приходится раскаиваться. Это сидит всю жизнь, как заноза, как гвоздь…»
Ленты «Живые и мёртвые», «Братья Карамазовы», «Укрощение огня», «Мой ласковый и нежный зверь» вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Нельзя обойти вниманием и популярный в своё время «Бандитский Петербург», в котором интеллигент до мозга костей Лавров надел чёрный берет и плащ старого вора-рецидивиста Барона. В советские годы такое и в страшном сне было не увидеть – чтобы актёр, не раз игравший Ленина, явился зрителю в обличье уголовника.
Но настали другие времена. Изменилось отношение к вождю революции, к кино, к артистам. Все понимали, что любимец публики Лавров – выдающийся исполнитель и его присутствие в кадре обогатит любую кинокартину.
Народный артист СССР, Герой Соцтруда, худрук одного из лучших театров страны, работавший на политических и общественных должностях, в том числе в СТД, Кирилл Лавров умудрился прожить 81 год не только без актёрского или режиссёрского образования, но и без аттестата зрелости. Из-за войны не окончил школу. А без документов ни одно театральное училище его принять не могло. «Я обычен, как восьмой номер калош», – говорил он о себе словами Телегина из «Хождения по мукам».
Даром что не так уж обычен был этот «ленинградский пацан». По маминой линии у Лаврова дворянские корни. Прабабушка Анна Григорьевна Лыкошина владела имением в 3 километрах от усадьбы Грибоедова Хмелита в Смоленской губернии. Дед – Сергей Васильевич Лавров до революции был директором гимназии Императорского человеколюбивого общества, а в эмиграции в Белграде стал смотрителем русских школ. Отец в 14 лет устроился в БДТ, в 1938-м уехал в киевский Театр имени Леси Украинки.
Костюмерша Санчо Панса
Призвать на фронт Кирилла не могли, и в 17 лет он ушёл в армию добровольцем. Служил восемь лет: окончил военную авиашколу, готовил к вылетам пикирующие бомбардировщики Пе-2. Если бы не художественная самодеятельность, которой он увлёкся в армии, может, и не узнал бы мир артиста Кирилла Лаврова. Университетом ему стала стажировка в труппе киевского театра, где служил отец, хотя тот мечтал о военной карьере для сына. Они вместе выходили на сцену, Юрий Сергеевич передавал сыну знания и опыт. Дальше – БДТ. С 1989-го, после смерти Товстоногова, – в должности худрука. Избран единогласно. Против высказались только он сам и его супруга.
Время ему, конечно, выпало непростое. Выживать в 1990-е приходилось всем. Но не всем удавалось оставаться порядочными и интеллигентными. Вот как вспоминала его помощница Ирина Шимбаревич (проработав с ним 30 лет, теперь она ведёт в БДТ программу «Планета Лавров»): «Несказанного благородства… Мужчина, который брал на себя ответственность за плывущий корабль. Совершал поступки… Мы были за ним как за каменной стеной». Чего ему стоило – быть этой каменной стеной, знали лишь он и жена. Они были вместе в горе и в радости. Не случайным, не данью моде, стало их венчание через 40 лет после свадьбы. К сожалению, в 2002-м Валентина Александровна покинула этот мир. Она была обречена, а он, сидя у её больничной койки, всё равно спрашивал: «Девочка моя, что я могу для тебя сделать?» Валентина Александровна сгорела за месяц.
Жить в одиночестве Лавров не смог бы. Сначала переселился к дочери и внучке, о которой всегда говорил с сияющими глазами. А потом переехал в служебную квартиру с… костюмершей Анастасией – на 52 года моложе. О нём сплетничали, его осуждали. Актёр же называл её Санчо Панса. Она любила Кирилла Юрьевича много лет, даже в БДТ ради него устроилась. И ему было с ней хорошо. Но после ухода жены он не протянул и пяти лет. Больше лейкемия не дала. Последней волей Кирилла Лаврова было упокоиться рядом с Валентиной. Теперь они снова вместе.
#кирилллавров #судьбаактера #светланаткачёва
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Талантливый актёр
Красивый мужчина.
Прекрасный человек.
Какой же правильный был человек!
И в нашей памяти навек
Он,как простой интеллигент с душою крепкой,
С ролями разными и терпкими!
Он был героем всей страны,
И им гордились пацаны,
И девушки его ценили,
Но одну лишь полюбил,
И с нею он всю жизнь прожил!
В театре долго он служил
И ,как актёр,в кино играл,
Сердца людей он покорял
Не только своей красотой,
Но и талантом, добротой
И верой в мудрость человека!
И он достиг больших успехов
Не только в жизни и кино!
Всегда был лучшим всё равно!!!
Во время войны Кирилл оказался в эвакуации, подростком работал в совхозе, потом — токарем на заводе в Новосибирске. В 1943 г., когда ему исполнилось 17 лет, он вступил в ряды Красной армии, где служил до 1950 г. На фронт он так и не попал, так как завершил обучение в Астраханской военно-авиационной школе механиков только в 1945-м. Будущий актер после учебы 5 лет работал на авиационной базе на Курильских островах. Там он вместе с сослуживцами организовал любительский театр и участвовал во всех постановках. После демобилизации он, не имея школьного аттестата (общеобразовательную школу до школы механиков он так не закончил), получил отказы при поступлении в московские теат...ЕщёКирилл Лавров родился в Ленинграде в семье артистов. Он говорил, что в семье по-разному воспринимали его стремление стать актером. Мать спокойно относилась к его увлечению. Отец же, который был народным артистом СССР, наоборот, был категорически против: считая, что у сына нет необходимых данных для выступления на сцене.
Во время войны Кирилл оказался в эвакуации, подростком работал в совхозе, потом — токарем на заводе в Новосибирске. В 1943 г., когда ему исполнилось 17 лет, он вступил в ряды Красной армии, где служил до 1950 г. На фронт он так и не попал, так как завершил обучение в Астраханской военно-авиационной школе механиков только в 1945-м. Будущий актер после учебы 5 лет работал на авиационной базе на Курильских островах. Там он вместе с сослуживцами организовал любительский театр и участвовал во всех постановках. После демобилизации он, не имея школьного аттестата (общеобразовательную школу до школы механиков он так не закончил), получил отказы при поступлении в московские театральные училища.
В 1950 г. приехал в Киев и стал артистом-стажером в театре имени Леси Украинки, где работал его отец. Там, под руководством папы, а также режиссера Константина Хохлова, осваивал актерское мастерство, играя в спектаклях. Когда Хохлов стал худруком Большого драматического театра им. М. Горького (в будущем - БДТ), то он пригласил Кирилла в новую труппу. Более полувека Лавров был связан с БДТ им.Г.А.Товстоногова — сначала - как актер, позже - как худрук. За это время мастер сыграл около сотни ролей, оставив яркий след в репертуаре театра. Он не был режиссером по образованию, но благодаря авторитету, внутреннему стержню и любви к театру сумел сохранить труппу в непростое время и руководил БДТ до самой своей смерти в 2007 г.
Лавров снялся почти в 80 фильмах, и среди них — знаковые роли в «Живых и мертвых», «Братьях Карамазовых» (который Лавров соавторски режиссировал), «Укрощении огня», «Стакане воды», «Моем ласковом и нежном звере».
Были и неожиданные образы, такие как барон в «Бандитском Петербурге» — часть зрителей сочла, что артист «опускается», но ему были интересны, в том числе, и отрицательные персонажи. Роль Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» тоже вызвала сомнения — казалось, артист для нее слишком стар. Однако режиссер Бортко настаивал: ему нужен был не просто актер, а личность. Он вспоминал: «Говорили: «Он же стар!», но мне ведь не возраст был важен. Мне был важен масштаб личности. А Лавров – личность колоссальная. Я никого другого не видел в этой роли. И больше никто и не пробовался: меня абсолютно устраивал Лавров...».
А после ролей Ленина в фильмах «Доверие» и «20 декабря» актера чуть ли не заточили в тиски одного амплуа, поскольку после воплощения образа вождя артисту больше не полагалось играть простых смертных. Ему пришлось потратить усилия, чтобы отстоять свое право играть разные роли. При этом играть Ленина Лаврову было интересно. В свои 80 лет он сказал: «Ой, как жалею, что сейчас мне уже поздно играть Ильича – он ведь умер в 54 года! Ленин – фигура очень противоречивая, с абсолютно шекспировскими страстями. Подарок для любого артиста! На себя этот костюм уже не примеряю, но могу позавидовать любому, кто возьмется… В своей актерской интерпретации я не пытался идеализировать этого человека, а старался содрать с него позолоту».