Поль Мориа. Paul Mauriat; 4.03.1925 — 3.11.2006 Волшебная музыка Поля Мориа...
.. Блистательный французский композитор, аранжировщик и дирижер Поль Мориа родился 4 марта 1925 года. В 17 лет создал свой первый оркестр! А в 1965 году - Гранд-оркестр, с которым долгие годы записывал инструментальные версии популярных песен, делал обработки классической музыки. В какой бы стране ни был маэстро, он всегда интересовался национальной музыкой. Его выступления в Советском Союзе проходили с аншлагом, маэстро был доволен тёплым приёмом публики и говорил о своей любви к России.
Биографы Поля Мориа писали :" Любая музыка, аранжированная Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной... Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне времени, вне пространства, окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звёзды и солнце".
.. В 1957 году Поль Мориа переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время он работал с Шарлем Азнавуром, Далидой, Мирей Матье, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскюдеро и многими другими эстрадными исполнителями.
Поль Мориа и Мирей Матье после концерта в Москве, 1967г. .. В Москву Поль Мориа приезжал трижды - в 1967 году как аккомпаниатор Мирей Матье, в 1978 и 1983 году уже с гастролями своего оркестра. В 1967 году он аккомпанировал певице Мирей Матье в Москве, Ленинграде , Казани. Тогда им была написана песня " Когда рассвет, товарищ?", посвященная революции в России, которую Матье исполняла потом в сопровождении Ансамбля песни и пляски Советской армии.
.. В качестве руководителя своего оркестра Мориа приехал в СССР в 1978 году благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества " СССР - Франция". Это было невероятно, невозможно, немыслимо. Билетов в кассах не осталось уже за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями. Он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен.
Даже сейчас его записи 1970-х без всяких скидок на время.звучат абсолютно современно. Поль Мориа был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни. Мориа любил жизнь во всех её лучших проявлениях. Его всегда привлекали плавание, теннис, игра в шахматы, чтение. Он был не только превосходным дирижёром и аранжировщиком, но настоящим классическим пианистом.
Внешне Поль Мориа очень импонировал своим поклонникам. Стройный, загорелый, изящный, улыбающийся, но в работе он был строгим и бескомпромиссным. Маэстро отличался невероятной скромностью. Он был уверен, что для настоящего творчества следует избегать головокружения от успехов.
.. В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении в таких телевизионных передачах как «В мире животных» (композиция «Alouette» («Жаворонок»); оригинальное название Ариэля Рамиреса — «La peregrinación» («Паломничество»)), «Кинопанорама» (композиция «Pardonne-moi ce caprice d‘enfant»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды, которыми завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre» и другие), иные звучали и в мультфильмах: «Ну, погоди!» (8-й выпуск) и «Заколдованное слово» («Tante agathe»), «Контакт» («Godfather») и др.
После успешных гастролей гранд-оркестра в Москве в 1980 году фирма «Мелодия» по лицензии издала два диска – «Бабье лето» («L’ete indien», 1975) и сборник «Под музыку Вивальди» (1979), в который была включена обработка единственной отечественной песни, запавшей в душу Поля Мориа в течение его московского визита. Это была песня бардов Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского.
Подробнее рассказывает Сергей Никитин:
— В один из дней Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. А мы с Татьяной только что отработали там концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спели несколько песен, первой из которых была “Под музыку Вивальди”. И я увидел, что Мориа буквально “сделал стойку” на эту песню. У Поля Мориа загорелись глаза, и он попросил нас подарить эту мелодию. И добавил: “Я без этой музыки не уеду.”
Записей у меня не оказалось. Ноты сумели разыскать, и то только потому, что эта песня использовалась в телефильме «Почти смешная история», для чего была сделана оркестровка. С пленок Сережи Веселого было отобрано несколько исполнений — дуэтом, соло, ансамблем — на выбор, переписано на бобину. На следующий день мы пришли к Полю Мориа в «Метрополь», принесли ноты, записи.
.. А через два месяца во Франции вышла пластинка «Dans les yeux d’Emilie». Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский, Никитин.
Помимо этого, ещё в 1965 году Поль Мориа записал пластинку с двенадцатью русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием «The Russian album».
Последний альбом оркестра — «Romantic» был записан в 1997 году. С 1998 года Поль Мориа завершил и свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал талантливый пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.
Поль Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте 81 года в своем доме на юге Франции, в Перпиньяне. Мы выросли с его яркими блестящими красками и фантастическим калейдоскопом бесконечных форм, носящим его имя..
.. Его искусство присутствует всегда, как в наших мечтах, так и в нашей повседневной жизни. В этой музыке, которая подарила нам ливни в жаркие вечера, огонь и жару в самые холодные ночи, кажется, с безграничной добротой скрыта Вселенная душ и сердец, которые он любил.
Мудрость человека не измеряется его академическими знаниями, мудрость человека определяется его духовной проекцией. И Мориа рассеял в воздухе свое послание для мира в форме музыки.
.. Скромный, сдержанный, дружелюбный, Поль всегда будет рядом с нами, и возможно, каждый раз, когда мы слушаем его музыку, он становится еще ближе, поскольку его музыка жила и живет в гармонии, которая кажется бесконечностью.
Звезды задрожали от боли 3 ноября 2006 года, но возродились и начали сиять вновь, когда услышали в бесконечной жизни безграничный свет музыки, вышедшей из его рук..... **
Каждая мелодия-знакома, в молодости пластинки слушала, все композиции гениально исполнены, огромное наслаждение! Спасибо за прекрасную тему, Тихий дворик! Виват великому таланту Поля Мориа, скромному человеку!
Гениален и скромен - преклоняюсь перед этими качествами! Люблю творчество Поля Мариа, великолепный аранжировщик - любое произведение дополняет новыми красками, слушаешь - и сердце заходит!
Комментарии 46
Слушая эту божественную музыку, вспоминаешь молодость, наслаждаешься, просто счастлив.
Светлая память Гению.