В России не так уж много городов, где возникло и сохранилось собственное неповторимое ремесло. Город Торжок в Тверской области как раз из них: здесь существует и развивается уникальный промысел — золотное шитье. В данном случае дежурное определение «уникальный» более чем уместно: торжокское золотное шитье — ремесло драгоценное в прямом смысле этого слова. Мастерицы работают нитями, в которые вплетены самые настоящие золотые проволочки. Содержание драгоценного металла в такой нити — от пяти до восьми процентов. Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.
Золотое и золотное шитьё сохраняется в Торжке с XIII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо-татарскими традициями.
В XIII веке кусочек кожи с вышивкой на нем золотом был местной денежной единицей. Шитье золотыми нитями стало для Торжка выгодным промыслом. Торжокские золотошвеи расшивали не только одежду, головные уборы, но и обувь. Сафьяновые сапоги, вышитые ими, упоминаются во многих литературных произведениях. Сначала шили золотыми нитями, стоили изделия очень дорого, носили их только богатые люди. Постепенно такие нити заменили на канитель — тонкую спиральную нить из позолоченной проволочки. Шитье стало называться золотным. А потом и эти нити поменяли на так называемые пряденые, когда тонюсенькую медную проволочку с серебряным или золотым напылением стали накручивать на льняную, шелковую или хлопчатобумажную нить. И со временем расшивать золотным шитьем стали и народную одежду. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии.
Кокошники, душегреи, платки, платья, обувь, даже обшитая сафьяном мебель расшивались золотной нитью, речным жемчугом, перламутром. Фоном для узоров были однотонные ткани — шелк, бархат, тафта, сафьян. Для крепости под них прокладывали полотно. Слава торжокских вышивальщиц и уровень их мастерства были столь велики, что поступали заказы и от царского двора, заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II. От торжокских золотых поясов сходили с ума столичные дамы. В русской литературе есть множество упоминаний о расшитых золотом атласных башмачках и платьях помещичьих дочек, о сарафанах и кокошниках богатых крестьянок. Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». Поступали заказы и от церкви. Иконы, созданные торжокскими золотошвеями, — это уникальные произведения искусства. Говорят, что при работе над иконой вышивальщица, протыкая иголкой полотно, говорила «Господи», а выводя иглу обратно на лицевую сторону, произносила «помилуй». И сколько же тысяч раз за время работы проговаривала женщина: «Господи, помилуй». Уже намоленная таким образом икона несла в себе, помимо смыслового значения, тепло души и рук ее создательницы. На рубеже XIX - XX веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине. Торжокская ремесленная школа по всей России «рассылает» своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного золотого шитья.
Комментарии 74
" Смотрела крепостная мастерица
На вышитую родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью.
И лишь ночами вспоминала грустно,
Как бьется лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твое искусство?
Чьим колдовством помечена игла?
А было так:
Проснувшись на печи,
Крестьянка вдруг почувствовала
Солнце,
Когда сквозь потемневшее оконце
Пробились к ней весенние лучи.
Как нити золотые,
Всю избу
Они прошили радостным узором
Она смотрела воскрешенным взором
И утро принимала за судьбу.
Все в ней дрожало,
Волновалось,
Млело.
И белый свет -
Как россыпи огней.
Она к оконцу оглушенно села...
И вот тогда
Пришло искусство к ней.
Пришло от солнца,
От надежд, -
Оттуда,
Где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо,
Ниспосланное небом с высоты.
И не было прекраснее товара
На ярмарках...ЕщёТоржокские золотошвеи.
" Смотрела крепостная мастерица
На вышитую родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью.
И лишь ночами вспоминала грустно,
Как бьется лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твое искусство?
Чьим колдовством помечена игла?
А было так:
Проснувшись на печи,
Крестьянка вдруг почувствовала
Солнце,
Когда сквозь потемневшее оконце
Пробились к ней весенние лучи.
Как нити золотые,
Всю избу
Они прошили радостным узором
Она смотрела воскрешенным взором
И утро принимала за судьбу.
Все в ней дрожало,
Волновалось,
Млело.
И белый свет -
Как россыпи огней.
Она к оконцу оглушенно села...
И вот тогда
Пришло искусство к ней.
Пришло от солнца,
От надежд, -
Оттуда,
Где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо,
Ниспосланное небом с высоты.
И не было прекраснее товара
На ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала,
И горе,
И отчаянье свое.
Что видела -
На шелк переносила.
И много лет еще пройдет,
Пока
Свободной птицей
Спустится Россия
На синие
Счастливые шелка."
Андрей Дмитриевич Дементьев.