Широкий зритель открыл для себя Ростоцкого в 1976 году, когда на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбинных». Молодому актеру досталась в нем роль Николки Турбина.Прекрасно сыграв эту роль, он сразу обратил на себя внимание других режиссеров. В 1977-1979 годах один за другим вышли картины с его участием: «Так начинается легенда», «Запасной аэродром», «Особых примет нет», «Это было в моем сердце», «Конец императора тайги».В картине «Конец императора тайги» Ростоцкий сыграл роль юного Аркадия Гайдара, когда он командовал отрядом ЧОНа в Хакасии. Фильм по своим художественным ценностям был откровенно слабым, являя собой распространенный в те времена тип героико-приключенческих картин, однако успех у публики имел. На всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде фильм был удостоен приза.
В этой картине Ростоцкий снимался уже, будучи призывником Советской Армии. Военную службу он проходил в кавалерийском полку, что намного облегчило ему работу на съемочной площадке. Его партнером был конь Рекорд, с которым он умудрился до этого выиграть полковые соревнования, посвященные Дню Победы.
Во время службы в армии Андрей Ростоцкий снялся еще в одной картине — в исторической ленте "Эскадрон гусар летучих" (1981), где исполнил роль поэта-гусара Дениса Давыдова. Режиссером же этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера — Станислав Ростоцкий.По словам актера: «Это была самая долгая и, между прочим, альтруистическая работа в моей жизни. Я был приписан к съемкам фильма в качестве рядового кавалерийского полка. Вместо гонорара получал 11 рублей в месяц. Так что советскому кинематографу эта роль очень дешево обошлась…»Фильм принес актеру популярность и любовь среди женской части населения. Все девчонки моментально повлюблялись в него: осанистый гусар с кручеными усами и с невероятно голубыми глазами лихо гарцевал на горячем коне, мужественно размахивал саблей, да еще и распевал красивые романсы.
В этой же картине снималась и будущая жена Ростоцкого — Марина Яковлева. Она играла молоденькую провинциальную барышню, танцующую вальс на балу с гусарами. Марина Яковлева вспоминает: «Мы танцевали вальс. Голова кружилась от счастья. Я влюбилась. Совсем как в романах – с первого взгляда. Он был очень хорош собой <…> в гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами, и я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории…»
Андрей и Марина продолжали поддерживать отношения и после съемок фильма. Вскоре Ростоцкий сделал ей предложение, Марина согласилась, и в 1980 году они сыграли свадьбу.
Неудачный брак
Брак Ростоцкого и Яковлевой изначально был обречен. Слишком разными людьми они оказались. Андрей был эдаким сторонником домостроя, считая, что жена должна быть хранительницей очага, а Марина рвалась работать, сниматься в кино. Она хотела, чтобы муж принадлежал только ей, а Андрей не мог пропустить понравившейся ему женщины…
Андрей Ростоцкий вспоминал: «Я решил, что проживу с женщиной, которая меня очень любит долгую, прекрасную жизнь. <…> Я думал, у меня будет дом, где меня будут ждать, где я буду хозяином. А оказалось, что у нее тоже очень сильный характер... <…> Идеальная схема: мужчина на охоте — женщина ждет. У нас же было все иначе. За два года нашего супружества мы виделись, дай Бог месяц, остальное время либо я, либо она были в экспедициях. Конечно, гусарский дух во мне брал свое, а это не могло ей понравиться. Наш брак был обречен».
Однажды Марина обнаружила записную книжку Андрея с его «Дон Жуанским» списком. В отношениях между супругами пролегла первая серьезная трещина. Постепенно они стали отдаляться друг от друга, отношения становились все более холодными. А через полтора года совместной жизни Андрей и Марина решили расстаться.
Второй женой Ростоцкого стала его соседка Марьяна, которая с детства была его поклонницей. Андрей вспоминал: «Мы дружили с детства, я ее помню еще чудным розовым пупсом, позже, когда я уже стал актером, я приходил к ней в школу выступать. Ее отец долгое время был начальником Центра управления космических полетов, и в наш актерский дом они вселились только благодаря большой любви к кино. Мы дружили семьями, вместе проводили праздники, ходили друг к другу на дни рождения. Марьяна не раз видела у меня в гостях дам моего сердца, но никогда не показывала, что ей это неприятно. Как-то раз мне родители сказали: "Даже и не смотри в сторону Марьяны. У нас такие хорошие соседи, мы не хотим с ними ссориться". Время шло. Я женился, Марьянка вышла замуж. <…> Марина часто уезжала, без нее проходили праздники, дни рождения, на которые я собирал друзей и Марьянку приглашал. Через некоторое время Марьяна все-таки развелась, да и я, наконец, сумел оформить свой развод, и мы решили пожениться...»
Свадьба прошла весьма оригинально. Вот как ее описывал Андрей Ростоцкий: «Мы приехали, на чумазом "Запорожце", ребята сомкнули над нами с Марьяной сабли, и нас окольцевали под песню Битлз "Естедей". Потом мы пили Шампанское из огромных Хохломских кружек, и так нам стало хорошо, что мы на этом "Запорожце" поехали кататься по Москве. Причем, невеста сидела внутри, а я на крыше: Представьте, горбатая машинка, на крышу привязано седло, в котором я сижу, размахивая саблей, а вокруг болтаются шарики, этакой фаллической формы. Город "рыдал" от удовольствия. А потом во время застолья мы закатили грандиозный мордобой... Мы же трюкачи! Это была шутка, но шутка профессиональная. Теща, когда это увидела, стопку тарелок уронила».
В 80-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. Один за другим выходили картины с его участием. В большинстве из них Ростоцкому доставались положительные роли, людей сильных и твердых духом, укрепляя за актером образ секс-символа советского кино.
Так в драме Олега Дашкевича «Правда лейтенанта Климова» (1981) он играет офицера-подводника Климова, в биографической повести «Остаюсь с вами» (1981) — молодого Аркадия Гайдара, в историко-революционном фильме «Первая конная» (1984) — героя гражданской войны Олеко Дундича, а в приключенческом фильме «Внимание! Всем постам!» (1985) — бывшего десантника Виктора Кольцова, ставшего милиционером.
Привлекательный мужественный образ Ростоцкий создает в приключенческом фильме «Непобедимый» (1983). Его герой – Андрей Хромов, одержимый идеей создать новый вид борьбы — «самооборону без оружия», едет в Среднюю Азию, где знакомится с народной борьбой кураш. За время пребывания герой не раз попадет в трудные ситуации, из которых выходит с честью. Действие фильма, посвященного памяти Анатолия Аркадьевича Харлампиева, основоположника борьбы самбо, происходит в 1920-1930 годах.
Критик Н. Агишева пишет: «Андрей Ростоцкий вошел в кино в тот самый момент, когда мода на актеров с резко выраженной индивидуальностью, странноватостью, «чудачинкой» стало проходить, и его обаяние, облик современного, вполне земного «рыцаря без страха и упрека» пришлись как нельзя кстати. Герои Ростоцкого лихо гарцевали на лошадях, ставили к барьеру подлецов, показывали чудеса храбрости и благородства…
Однако от роли к роли, от одного фильма к другому, с одинаковым бесстрашием во взоре играя и гусара прошлого века, и командира отряда красноармейцев, и спортсмена, молодой актер начинает повторять уже использованные им же приемы выразительности. А там, где есть повтор, недалеко и до штампа…»
Будучи на экране смелым и сильным, Ростоцкий и в реальной жизни старался во всем соответствовать своему сценическому имиджу. Он занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью. Нередко в фильмах трюки он выполнял сам, был очень дружен со многими каскадерами, которые его очень уважали.
Во второй половине 80-х творческая активность Ростоцкого продолжала оставаться высокой. Он снялся в фильме-катастрофе «Прорыв», приключенческом фильме «Перехват», авантюрной драме «Бармен из «Золотого якоря», вновь сыграл Виктора Кольцова в драме «Где ваш сын» — продолжении фильма «Внимание! Всем постам!».
Комментарии 64
Пусть жертвенник разбит — огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана — она еще цветёт,
Пусть арфа сломана — аккорд ещё рыдает!.." (Надсон)
Он мало прожил в нашем мире, но оставил после себя огромный след....
Фильмы с его участием всегда имели аншлаг...
Фильмы " Это мы не проходили " и " Бармен из "Золотого якоря "
снимали у нас в городе и его окрестности и мы жители Новороссийска всегда гордились этим.
А когда на экраны вышел фильм " Это мы не проходили " у нас был творческий вечер с героями фильма, где я видела Андрея Ростоцкого.
Очень люблю фильмы с его участием.....!
Вечная ему память....
Он навсегда остался в сердцах жителей Новороссийска...