Герцогиня Беатриче д'Эсте
АВТОРСТВО КАРТИНЫ.
На мысль об авторстве какого-то из учеников Леонардо, а не собственно мастера, исследователей наводит некоторая небрежность, а также значительно большее внимание к деталям одежды и украшениям, чем к самой модели.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола.
Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того, имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Исследовательница Magdeleine Hours делает из этого вывод, что картина была закончена другой рукой.
Действительно ли портрет изображает Лукрецию Кривелли, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одета, она вероятно являлась видной персоной при миланском дворе того времени.
Имя Лукреции Кривелли всплыло в качестве предполагаемой модели в 1804 году . Эта версия имеет подкрепление в виде трех эпиграмм из автографа Леонардо Codex Atlanticus, восхваляющих красоту Лукреции и возможно посланных ему придворным поэтом.
Знаешь которую, та зовется Лукреция. Боги щедро обильной рукой ей даровали всего.
Редкой была красоты. Писал Леонардо, влюблен был Моро — правителям царь этот, художникам тот.
Сколь сообразно наук искусство Природе! Снабдил бы Винчи и душу таким, чем остальное снабжал.
Не пожелал ничего добавить, но это не надо: ибо возлюбленный той Моро душой овладел.
Вышним картиной такой богиням, художник, бросая вызов, природу рукой кто человеческой мог так бы улучшить?
Красе, дана что великая, меру сам обозначишь — сама скоро угаснет она
Таким образом, безусловно, что Леонардо написал какой-то портрет указанной дамы, но именно ли этот — неизвестно. Строки вполне могут относится и к другой, утраченной картине.
Мережковский Д. С. в своей книге упоминает о дружбе Чечилии и Лукреции Кривелли после кончины герцогини Беатриче: по его словам, Лодовико после смерти жены ещё сильнее привязался к своим любовницам. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога.
Комментарии 6
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук..." (Николай Заболоцкий)