Д/Ф " ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ". 1965 Г.
«Обыкновенный фашизм» — документальный фильм Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1965 году.
Фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" показывают студентам, учащимся на режиссёров-документалистов, в качестве примера высшей силы авторского текста. Фильм почти полностью монтажный, т.е. ПОСТРОЕН ПОЧТИ ЦЕЛИКОМ НА ХРОНИКЕ !
Он начинается кадрами, современными, снятыми группой Михаила Ромма для фильма в 60-е. Это очень мирные картины повседневной жизни в Москве, Праге, Берлине 60-х. Хотя это мирное начало - только экспозиция, подводящая к основному повествованию, но оно уже представляет собой исключительный образец художественной документалистики. Эти кадры пример того, сколько красоты и очарования есть в самых обыкновенных, рутинных вещах, если к ним присмотреться.
Начиная смотреть "Обыкновенный фашизм" в 2010 г. невольно ждёшь разочарования и горькой досады. С его выхода в 1965 г. "Обыкновенный фашизм" был тем фильмом, о котором самые высокие эпитеты, самые напыщенные, возвышенные и пафосные, обычно столь ненавидимые или презираемые интеллигенцией звучали всего лишь точными характеристиками. Посмотреть этот фильм, нет знать его, пропустить через себя было необходимым условием, для того чтобы считать себя культурным человеком, хотя, как это часто бывает, записано оно нигде не было. Забегая вперёд скажу, что это один из немногих фильмов, которым высшая оценка подходит "гениально" без всяких сомнений или натяжек.
Но это было тогда, и в 70-е, и в 80-е. А выдержит ли этот фильм проверку 21-м веком? Так думаешь, пока смотришь эти чудесные и такие замечательные, правдивые кадры мирной жизни. А потом, когда тут же, после детей, которые рисуют своих мам и считают их самыми красивыми, появляется кадр солдата, стреляющего в женщину с ребёнком, то чувствуешь мощный удар прямо в солнечное сплетение. И как в детстве на этом же месте - не можешь ни плакать ни кричать, потому что бывает такая боль, от которой спирает дыхание, ты можешь только судорожно ловить ртом воздух. Тут-то и понимаешь, - нет, эта штука ещё работает.
Фотографии женщин, из карточек заключённого, женщин уничтоженных в лагерях смерти так пронзительны, что перестаёшь о чём-либо думать. В эти глаза смотреть больно, а не смотреть, отвести свои глаза в сторону нельзя. В другом случае можно было бы сказать, что это нечестный приём, слишком "стопроцентный", по крайней мере некрасивый. Но когда человек выбегает из горящего и рушащегося дома с ребёнком на руках, - думает ли он о том чтобы выглядеть красиво? Едва ли. Поэтому Ромм, показывая эти лица просто делает то, что должен. Их нельзя не показать. Много. Медленно. Больно.
Посмотрев этот фильм впервые, многие ощущают себя обретшими что-то очень важное, наконец повзрослевшими
Награды
1965 год, ноябрь — Приз «Золотой голубь» и приз кинокритиков на VIII международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге.
1966 год — Всесоюзный кинофестиваль — Специальный приз жюри режиссёру по разделу хроникально-документальных фильмов.
Нет комментариев