Пасека в Ясной Поляне появилась полтора столетия назад. О том, как это произошло, рассказывает Владислав Воронцов, заведующий мемориальным природным комплексом музея-усадьбы «Ясная Поляна».
По свидетельству Софьи Андреевны Толстой, весной 1863 года Лев Николаевич купил несколько ульев у ее деда Александра Михайловича Исленьева. Пасеку писатель заложил за рекой Воронкой на лесной поляне в полутора верстах от дома, рядом с молодым яблоневым садом. Его задумка была проста: как отличные опылители, пчелы должны были существенно увеличить урожай яблок.
Лев Толстой сам выполнял все пасечные работы, начиная от выставки пчел весной и заканчивая осенними приготовлениями и зимним уходом. Он осматривал семьи, сам делал передовые для того времени рамочные ульи и даже совершенствовал их конструкцию. «Я сделался страстным пчеловодом…» — не без гордости признавался он в одном из писем.
В ясные весенние и теплые летние дни писатель обычно пропадал на пасеке, нередко он принимал там друзей и гостей. Софья Андреевна писала: «Жизнь пчел... так заинтересовала его, что одно время, летом, он только о них и говорил, читал книги о пчелах, заказывал особенные рамочные ульи и забывал весь мир». Лев Николаевич хорошо знал привычки и «характер» пчел, умел определить, «тяжелая» идет пчела или «пустая», когда она «добрая» и когда «злая», и даже угадывал, когда семья будет роиться.
Дела пасеки шли хорошо. Софья Андреевна сообщала сестре: «Меду – ешь – не хочу». Но через два года после устройства пасеки из-за грызунов погиб яблоневый сад, и большая работа прекратилась. Теперь место, где стояли ульи, носит название «Старая пасека».
Спустя три десятилетия, в 1890-х годах, в Красном саду за Флигелем Кузминских сын Толстого Лев Львович устроил новую пасеку. Ее в Ясной Поляне можно увидеть и сейчас.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев