Автор берёт на себя роль экскурсовода, чтобы провести читателя по любимым местам в Лхасе, где она живёт. Например, в рассказе «Женщины-монахини» читатели могут посетить небольшой женский монастырь в Лхасе.
«Очень близко от моего дома находится известный в Лхасе женский монастырь. Говорят, в VII веке большая река Лхаса проистекала от того места, где сейчас находятся главные ворота монастыря. Река была полноводной; когда летом наступал сезон дождей, жители Лхасы зачастую страдали от паводка. И тогда мудрый и благословенный буддой правитель Сонгцэн Гампо пришёл на берег реки, провёл там обряд и семимесячный ретрит в небольшой пещере для умиротворения реки Лхасы. С этого времени та бурная река вдруг стала кроткой и послушной. Для увековечивания этого события люди построили небольшой храм возле пещеры, где великий монарх провёл в отшельничестве долгие месяцы. Сначала настоятелем храма был мужчина, а потом у него стало всё больше последовательниц-женщин, и многие из них преуспели на духовном поприще. Со временем этот монастырь постепенно расширился и стал женским, а маленькая пещера, реальный свидетель того периода истории, стала святыней, которой все до сих пор поклоняются. Даже сегодня можно посетить ту пещеру. Стоя рядом с ней, я часто испытываю непередаваемое волнение: что ни говори, если бы не было великого правителя Сонгцэн Гампо, в моём доме, который стоит так близко от монастыря, сейчас, по всей видимости, не было бы так спокойно и безопасно.
Бесспорно, чтобы этот монастырь занял видное место в Лхасе, в которой много монастырей и исторических мест, недостаточно волнующей душу людей легенды и небольшой пещеры, в которой некогда провёл время великий монарх. В течение тысячелетий бесчисленное количество людей, живших в Лхасе, испытывали неподдельный интерес к этому женскому монастырю. Такую притягательность монастыря отчасти можно объяснить его историей и реликвиями, а можно и приписать её женщинам-аскетам, обладавшим незаурядными способностями, и, вне всякого сомнения, привлекательностью и красотой.
Когда летом начинают сгущаться сумерки, я в свободное время люблю бродить вокруг женского монастыря. С одной стороны, хочется почувствовать его священную атмосферу, успокоившись после дневных забот. С другой стороны, очистить сердце и отдохнуть от шума и толкотни так несовместимых с ним грязных маленьких улочек, окружающих его чистый двор, полный живых цветов, радующих глаз. Возможно, благодаря этому счастью, я, находясь там, зачастую забываю обо всём на свете.
Одно время я по совместительству работала в туристической компании: проводила экскурсии по известным монастырям Лхасы. Я старалась заинтересовать туристов и оставить в их сердце приятные воспоминания о Тибете: рассказывала о древних временах, цитировала крылатые выражения. Иногда, когда выпадало свободное время, я водила их в женский монастырь, который не был включён в программу. С удивлением я обнаружила, что этот небольшой женский монастырь вызывал у людей любопытство.
Этот женский монастырь настолько мал и, по сравнению с более масштабными большими монастырями, зауряден, что интерес к нему невозможно объяснить его архитектурой. Даже в древности он не отличался притягательностью для паломников. Для меня, так же как и для туристов, любопытны образ жизни и деятельность проживающих в нём монахинь. Сплочённый коллектив единомышленниц, которых не более 150-160 человек, занимает два четырёхэтажных общежития. В каждой комнате вне зависимости от возраста живёт не более трёх монахинь, а в некоторых – по одной. Кроме самых необходимых предметов обстановки, в их кельях расставлены священные предметы, в лучшем случае – статуи святых в нишах, которым поклоняются монахини. В монастыре есть общественная кухня, где каждый день для монахинь готовится утренний чай и скромный ужин. Работу на кухне все выполняют по очереди. Иногда монахини, которые без уважительной причины не выполнили задание настоятельницы, в качестве наказания работают на кухне несколько дней. Но зачастую наставницы наказывают их по-другому, например, заставляя их заучивать священные писания или совершать множество простираний. Каждая монахиня сама решает, обедать ли ей или есть цампу[26] по утрам; за этим в монастыре не следят.
Между двумя четырёхэтажными общежитиями расположены два двухэтажных небольших здания. Одно из них, которое расположено как раз напротив центральных ворот, – это храм для чтения сутр[29]. Внутри него установлены для поклонения старинные статуи, круглый год горят светильники. В главном зале простым людям, живущим неподалёку, разрешается посидеть на ковриках. Во время каждого религиозного праздника, в благоприятные дни или во время заупокойной службы этот зал выглядит весьма торжественно. В установленные монастырём два-три воскресных дня там проводятся чтения сутр. В эти дни, за исключением чрезвычайных обстоятельств, ни один человек не может отсутствовать на церемонии, это считалось бы тяжким проступком. Зачастую проводятся коллективные трудовые работы. За храмом для чтения сутр находится пещера, в которой много месяцев провёл в отшельничестве легендарный Сонгцэн Гампо. Здесь невольно ощущается дыхание того времени.
На нижнем этаже другого небольшого двухэтажного здания находится типография. Молодые монахини старше десяти лет напевают там хорошо знакомые молитвы и одновременно безостановочно вручную печатают тексты канонов, которые впоследствии облачают в твёрдую обложку и продают на рынке. На втором этаже этого здания находится зал для проведения собраний, который также служит для приема гостей. В этом зале тоже расставлены статуи для поклонения и множество декоративных художественных изделий; в воздухе клубится приятный аромат благовоний, а на местах, предназначенных для гостей, расстелены дорогие коврики. В просторном дворике посажено много цветов, с наступлением летнего сезона расцветающих всеми цветами радуги. Над ними без устали хлопочут пчёлки. Аромат полевых цветов в воздухе проникает в душу; как он несовместим с этим местом и с бытом монахинь, отрекшихся от мирских радостей!
В монастыре ещё есть большая швейная мастерская. Кроме предметов быта, необходимых монастырю, и одежды для монахинь, эта мастерская за плату предоставляет услуги местным жителям. У ворот монастыря есть амбулатория, в которой в основном лечат методами тибетской медицины, но также там могут сделать укол и поставить капельницу. В кабинете находится почти полный список лекарств. Каждый раз, когда мне нездоровится, я бегу туда. Во-первых, мне так удобнее, во-вторых, местные монахини лечат хорошо. Плата, которую берут за лечение, вполне приемлема, такое нечасто встречается в современной Лхасе, для которой важна экономическая выгода. Расположение в Лхасе даёт преимущества этому монастырю: каждый день здесь собирается множество паломников, поэтому монастырь процветает. Летом здесь не иссякает поток туристов, приносящих монастырю солидный доход от продажи билетов. Также небольшой доход поступает от швейной мастерской, амбулатории и типографии. В целом этот женский монастырь не испытывает особых материальных нужд. Как правило, основные расходы идут на ремонт и содержание зданий, а так же на расширение монастыря. Большие суммы нужны и на закупку различных религиозных предметов, материалов, используемых для проведения религиозных обрядов, а также на чай и простую пищу для монахинь. Ежегодно монахини получают от монастыря значительную поддержку в виде денежных подношений или предметов быта. В лучшем случае – это 700-800 юаней, а как минимум – 200-300 юаней. К сожалению, этой финансовой помощи монахиням хватает только на удовлетворение их самых базовых жизненных потребностей. Монахини же из бедных семей, которых большинство, не имеют других средств к существованию. К счастью, их целью не является наслаждение материальными благами. Напротив, лишения и трудности дают им отличную возможность для закалки духа, что крайне необходимо во время длительного затворничества. Такая простая жизнь благоприятна для быстрого духовного роста.
Ввиду того что монастырь расположен в городе, отшельничество монахинь, несомненно, подвержено его влиянию. По этой причине настоятельницей было принято решение: все полноправные монахини монастыря должны не менее трёх месяцев провести в затворничестве в абсолютной тишине. Трудно описать словами, через какие трудности они проходят высоко в горах в абсолютном уединении.
В этом лхасском женском монастыре условия проживания гораздо лучше, чем в других маленьких женских монастырях в захолустье». https://snowliontours.ru/mesta-v-tibete/monastyr-ani-camkxung
http://moscowfilmfestival.ru/miff46/films/?id=46142 Год: 2023
...http://navostok.net/desecrated-sanctuary/ Дата сообщения: 19 ноября 1951 года
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев