"Заслуживает внимания история ещё одной монахини. Она постоянно проводила затворничества высоко в горах, и её помощницей была только маленькая девочка. Местные жители уважали эту монахиню, полагая, что она глубоко постигла буддийское учение и накопила много заслуг. В 40-х годах XIX века эта монахиня однажды сбежала из пещеры, в которой проводила затворничество, при этом она выглядела ужасающе и напоминала хищного зверя. По первоначальному плану отшельница должна была провести в этой пещере по меньшей мере три года. Так как подобные ситуации ранее никогда не возникали, прислуживавшая ей маленькая монахиня перепугалась и заподозрила, что старшая монахиня обезумела, как это иногда случалось с жителями Страны Снегов во время затворничества. Маленькая монахиня решила за ней проследить, но никак не смогла её догнать, и вскоре отшельница скрылась у неё из вида.
Маленькой монахине оставалось только обратиться за помощью к людям. Пастухи, которые хорошо знали эту местность, прочесали всю округу. Очень скоро в горной долине двое из местных жителей обнаружили беглянку. Они стали убеждать её вернуться в пещеру, на что монахиня поначалу ничего им не отвечала, только молча на них смотрела, а затем, не вытерпев, сказала одному из них: «Ты мне не указ. Я сама знаю, где и что мне делать. Если тебе больше нечем заняться, придумай способ, как свести большое родимое пятно у тебя на ноге».
Её слова очень удивили пастуха, потому что на его ноге действительно было большое родимое пятно, о котором посторонние люди ничего не знали. Как же о нём стало известно незнакомой ему отшельнице? Пастух в недоумении спросил: «Откуда ты знаешь?»
«Это очень просто, я своими глазами его увидела, – сказала монахиня. – При желании я могу узнать всё, что захочу».
«Это пятно на моём теле много лет, и мне не удаётся его свести. Уверен, что ты можешь мне помочь, – сказал пастух. – Я от всего сердца умоляю тебя, не откажи мне!»
«Я могу тебе помочь, но во время проведения обряда, чтобы ни случилось, ты должен сохранять спокойствие. Твои товарищи также должны согласиться на эти условия: они ни в коем случае не должны издать ни звука и, чтобы ни случилось, сохранять спокойствие. Если они на это согласятся, я помогу тебе избавиться от этого пятна».
Два пастуха закивали головами в знак согласия, тем самым подтвердив, что смогут сохранять полное спокойствие. Монахиня сказала: «Тогда начнём. Сначала ты должен опуститься на колени и молиться вслед за мной, и больше ни о чём не думай». С этими словами монахиня присела и стала произносить какие-то слова. Немного погодя она вдруг закричит: «Тьфу!» Тот человек, стоявший на коленях, вдруг остолбенел. Его товарищ уставился на него, а когда понял, что тот не подаёт никаких признаков жизни, испугался и побледнел, а потом закричал. Монахиня хотела его остановить, но было уже поздно: у пастуха, который не подавал признаков жизни, пошла носом кровь. Изначально эта монахиня хотела совершить тайный обряд, который в Тибете проводят перед кончиной, чтобы в момент между жизнью и смертью свести родимое пятно у пастуха. Однако один из его товарищей, предавшийся панике и закричавший, всё испортил, тем самым лишив своего друга драгоценной жизни.
Вскоре новость о том, что монахиня убила человека, разнеслась по всей округе и дошла до местного чиновника; её схватили вместе с двумя другими свидетелями. Трое товарищей по несчастью неплохо между собой поладили. Однажды на рассвете, когда за ближними горами забрезжила утренняя заря и было очень холодно, на подоконник присел коршун и закричал. Коршун улетел не скоро. Монахиня сказала своим сокамерникам: «Думаю, я очень скоро отсюда выйду».
«Откуда ты узнала?»
«Об этом мне только что рассказал коршун».
«А когда я освобожусь?», – с нетерпением спросил один из узников.
«Коршун сказал, что тебя освободят сегодня».
«А меня?», – спросил другой.
«А ты просидишь здесь ещё какое-то время, не менее трёх месяцев».
Действительно, в тот же день после обеда один из сокамерников был освобождён. Через несколько дней отпустили и монахиню. Поговаривают, что её освободили благодаря поручительству одного монаха высокого ранга, который заверил, что в произошедшем не было вины монахини: пастух перенервничал и не смог сдержать свои чувства. Мелкий чиновник оказал простую любезность, приняв во внимание авторитет того монаха, и отпустил монахиню.
Выйдя на свободу, монахиня ушла в длительное затворничество. Для этого она выбрала горное ущелье, куда редко ступает нога человека. В такой суровой обстановке, встречаясь только со своей маленькой племянницей, которая раз в несколько месяцев приносила ей еду, отшельница находилась вплоть до начала шестидесятых годов. Но вдруг в нашей деревне лишился рассудка деревенский староста. Местные врачи прописали ему множество лекарств, но всё было безрезультатно. Тогда кто-то посоветовал пойти к той монахине, которая уже должна была состариться, и попросить её вернуться. После настойчивых уговоров членов семьи деревенского старосты затворница спустилась с гор. Хотя в то время ей уже должно было исполниться восемьдесят лет, она не поседела, выглядела бодрой и румяной. Люди не могли поверить, что эта восьмидесятилетняя монахиня, сохранившая живость и ясность мышления, провела в горах много лет, и кроме цампы[26] и зеленого чая ничем не питалась. Как и ожидалось, деревенский староста очень скоро поправился, но монахиня как будто была этому не рада. Напротив, увидев, что её больной вернулся к своим прежним обязанностям, она сказала: «Возможно, мне не нужно было тебя лечить, но моя совесть чиста, и, благодаря приложенным мною усилиям, тебе повезло и ты выздоровел».
Больше монахиня не возвращалась в горы, а поселилась в семье своей племянницы; в основном она сидела в своей комнате и почти не выходила из дома. Время от времени кто-то приходил к ней с просьбой осмотреть больного человека, и, если того требовали обстоятельства, она даже могла отправиться в дальний путь. Монахиня была хорошей гадалкой: если кто-то терял скотину, могла точно предсказать, есть ли надежда её найти, и сама отправлялась на её поиски. Если кому-то снился дурной сон, она могла подсказать, как избежать несчастья. Если же кто-то заболевал трудноизлечимой болезнью, она всегда точно предсказывала её исход, так как считала, что человек должен знать о предстоящей смерти и заранее к ней подготовиться.
Через несколько лет, в середине 60-х годов, Китай потрясла культурная революция, её волны докатились и до деревни, в которой жила эта монахиня. Тот деревенский староста, который некогда был ею излечен от сумасшествия, стал рьяным сторонником культурной революции. Ради того чтобы выслужиться перед вышестоящим начальством, он обвинил свою благоде-тельницу в том, что это она внушила ему, что он болен, и заставила в это поверить. Он также донёс властям, что 20 лет назад монахиня совершила преступление, убив человека, хотя этот грех уже был прощён всеми людьми, включая семью убитого. Монахине не удалось избежать ареста. Деревенский староста обвинил её во множестве преступлений, в том числе в мошен-ничестве и в незаконной медицинской деятельности; от подобной несправед-ливости здоровье монахини сразу подкосилось и она стала выглядеть дряхлой старухой. Добросердечные вожди революции позволили ей по состоянию здоровья вернуться в дом своей племянницы, при условии, что ей каждый день следует посещать собрание, на котором её подвергали ожесточённой критике. Однажды одно из таких долгих послеобеденных собраний закончилось, племянница отвела её домой. Обычно, вернувшись домой после таких собраний, монахиня сразу же ложилась в кровать, но в тот раз её поведение было несколько особенным. Она долго говорила с племянницей, выпила много чая и только в полночь отправилась спать. Перед тем как отправиться спать, она сказала племяннице: «Мне кажется, что мне пришла пора уходить, иначе однажды даже ты начнёшь меня осуждать. Я этого не хочу». Услышав это, племянница очень удивилась. Она решила, возможно, что старая тетушка несёт всякую ерунду от волнения, и даже не придала этому значения и, потушив огонь в печке, отправилась спать. Но утром следующего дня, проснувшись, племянница не обнаружила своей тетушки в постели. Такого обычно никогда не случалось. Вспомнив, что тётушка сказала ей вечером, женщина забеспокоилась, и побежала к соседям сообщить им о случившемся. Все отправились на поиски и вскоре нашли односельчанку на месте, где обычно оставляли трупы на съедение птицам. Она была одета в лёгкую монашескую одежду, сидела на груде ровных камней, подвернув под себя ноги, и не издавала ни звука. Она выглядела спокойной и умиротворённой, как будто только что уснула. В этот момент погода вдруг испортилась: начался проливной дождь и поднялся сильный ветер. Всё погрузилось во тьму. Через семь дней дождь прекратился, небо прояснилось, и солнце снова выглянуло из-за туч. Так закончилась жизнь этой необыкно-венной женщины. Многие молча за неё молились. Мой дядя был одним из тех, кто её уважал, и сохраняет это чувство по сей день".//"Женщины-монахини", Келъян, сборник "Женщины Тибета"
Пять рассказов из книги Келъян «Женщины Тибета» можно прочитать в группе «Женщины Тибета»_Келъян, нажав кнопку «Перейти». Остальные десять рассказов, в том числе и «Женщины-монахини» доступны в книге. Заказывайте и читайте!
Заказать книгу «Женщины Тибета» Келъян можно написав в ЛС администратору группы (это переводчик и издатель книги) https://ok.ru/profile/558310494436 или на электронную почту xi1zang4@mail.ru #Келъян_Женщины_ Тибета #Женщины-монахини#хунвэйбины#Культурная-революция_в_Китае
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев