Схема становления разума в рамках человеческого общества достаточно очевидна, и даже раздражает своей простотой. Но при этом с ней и не поспоришь. Первый акт становления общественного разума – это общественный договор о добре и зле.
Разум первым актом отделяет добро от зла, без чего его не может быть, да, собственно, без чего он и не нужен. Все явления сортируются и раскладываются на две стороны: хорошие и плохие.
Второй базовый акт становления разума – поиск путей увеличения хорошего и поиск путей сокращения плохого.
Не скрою, сортировка может оказаться и ошибочной: человеку свойственно ошибаться. Но, тем не менее, от сортировки и последующего наращивания/сокращения отсортированного никуда не уйти. Это и вопрос назначения разума, и вопрос его строения, его анатомии.
Если разум не отличает добра от зла и не пытается найти способы "сеять разумное, доброе, вечное", а также искоренять зло, то его просто нет. Ведь сам его предмет и заключается в этом механизме сортировки!
Сила разума заключается в отчётливости и устойчивости его представлений о предметах. Если мы осознаём предметы смутно и очень быстро о них забываем – то мы или пьяны, или слабоумным, или в младенческом возрасте. Сильный же, развитый ум – отделяет добро от зла очень отчётливо, детально, тщательно – и поддерживает разделение очень устойчиво.
Если мы, например, решили, что хлеб – это хорошо, то мы должны искать способы роста урожайности. Если мы решили, что убийства – плохо, мы ищем способы сократить убийства. Разум следит за статистикой: если урожайность растёт, а количество преступлений падает, значит, мы на правильном пути. Если наоборот – то мы свернули не туда. Ищем ошибку, работаем над ошибками, преодолеваем сбой траектории, исправляем курс…
+++
Первая стадия деградации разума заключается в кризисе отношения. На этой стадии человек ещё не утратил представлений о добре и зле. Но ему – наплевать на них.
Продолжая наш пример с хлебом и убийствами – человек получил информацию, что хлеба стало меньше, убийств больше, но ему «пофиг».
Он, допустим, выжрал бутылку алкоголя, и ему лично зашибись, проблемы урожайности или криминала его перестали волновать. Очень знакомая нам по «перестройке» ситуация. В которой привычные по прежним героическим эпоха «факты массового героизма» сменяются «фактами массового цинизма».
Человек в таком состоянии цивилизацию не строит, а наоборот, демонтирует для утилизации в личных сиюминутных интересах. Но это кризис отношения к фактам: человек в целом понимает, что нужно делать, и даже даёт «властям» неглупые советы – только сам лично ничего не делает.
Вслед за кризисом отношения следует более глубокая и страшная стадия деградации разума: кризис адекватности. Это уже не просто наплевательское отношение к проявлениям добра и зла, а утрата понимания различий между ними.
Разум дегрода утрачивает способность сортировать события между добром и злом. Его категориальный аппарат сломан – или непоправимо деформирован.
+++
Конечно, как социопатолог, отмечу, что кризисы отношения и адекватности взаимосвязаны, что кризис отношения – лёгкая стадия кризиса неадекватности, а кризис неадекватности – тяжёлая, прогрессирующая стадия кризиса отношения.
Дегенерат с деградировавшим сознанием не обязательно утрачивает активность. То есть, конечно, он может её утратить и впасть в состояние «овоща». Но не обязательно. Не всякий сломанный механизм означает прекращение работы машины. Если у автомобиля сломаны тормоза – то автомобиль не останавливается, а прямо скажем – наоборот (правда, только до первого столба).
Активность умственного дегрода (если проявляется) носит хаотичный и непредсказуемый характер. Её легко опознать по отсутствию отчётливости и устойчивости представлений, выражающуюся в бессистемности и бессмысленности всей совокупности действий.
По материалам сайта "Экономика и Мы".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1