Славянские праздники. Обряды и традиции
День богини Живы!
Жива
Жива – женская ипостась единого Рода, богиня жизни и покровительница мира Яви. Жена Даждьбога и мать Ария (Орея). По одной из версий – дочь Лады, по другой – была воплощена Родом одновременно со Сварогом. В славянском пантеоне далеко не всегда причислялась к Ясуням. Гораздо чаще Живу выделяли в некое эпическое божество, подобное Роду, а потому стоящее выше сил Света и Тьмы.
Жива также частично перенимает у Макоши функции богини судьбы, но в надмировом глобальном аспекте. И если Макошь прядет нити жизней конкретных сущностей, то Живе подвластно само полотно мироздания (материя). Аналогичным образом Жива - богиня плодородия: здесь имеется ввиду энергетическое плодородие Вселенной. Согласно ведическим заветам пращуры белой расы пришли на Мидгард из центра Вселенной, а потому вполне логично, что богиня, покровительствующая энергии жизни (концентрация которой в центре мира гораздо выше, чем на его окраинах), занимала в культурно-религиозной традиции наших предков особое место.
Фактически богиня Жива – это первое и ключевое женское божество древних славян. Она подобно Сварогу охватывает мир целиком, контролирует его и следит за исполнением законов Рода. В тоже время Жива, как и другие верховные боги, достаточно мудра, чтобы никогда не вмешиваться в жизнь смертных без крайней необходимости. Вероятно, именно поэтому народный фольклор не сохранил упоминаний об этой богине.
Тем не менее, известно, что в полабском городе Ратибор некогда располагалось одно из крупнейших славянских капищ, в центре которого находился кумир Живы. Есть основания полагать, что это капище целиком являлось святилищем Живы и кумиров иных богов там не было.
Леля, Лада и Макошь – это воплощения Живы, которые характеризуют собой три этапа становления женщины. Леля – молодая игривая и беззаботная девушка. Лада – молодая женщина, размеренная и открытая. Макошь – замужняя женщина, даровавшая жизнь продолжателям рода. И все они – аспекты Живы, то есть самой жизни. И хотя современному человеку, не способному к образному мышлению, сложно представить всю глубину аллегорического образа этого мифологического персонажа, тем не менее, мощь ее имени вполне очевидна.
Богиня Жива (абсолютно неверный вариант - Живана) властвует над всеми живыми существами Яви. В особой степени с ней соотносят зеленый мир – деревья, цветы и лесных животных. Отсюда цвет Живы – зеленый, а камень – изумруд. Изображали Живу пышногрудой высокой женщиной средник лет, держащей в руках колосья (иногда серп или иные плоды). Существует славянский сакрально-эзотерический символ Живы, носящий ее имя. Он заключает в себе образ непобедимой жизньдарующей энергии, властвующей над безжизненным миром тьмы и ведущий человека к многогранному развитию его сущности.
После наступления полночи первого мая начинается славянский весенний праздник – Живин День.
Жива – это славянская Богиня Жизни, Счастливых рождений, Обильного плодородия и Весеннего тепла.
Жива является подательницей жизненной силы Славянскому Роду.
Она оживляет всю природу, и добавляет жизненной энергии всему тому, что, собственно, и должно жить.
Богиня Жива дарует свое покровительство весенним бурлящим потокам, первым зеленым побегам, а также всем молодым женщинам и юным девицам.
В Живин день все юные девицы и молодые женщины, взяв в руки метлы, начинают совершать ритуальные пляски вокруг большого костра, оставшегося после празднования Родоницы.
Они поют обрядовые песни, водят хороводы и со смехом прыгают через пламя костра.
Таким образом они очищаются после долгой и холодной зимы от злых наваждений и Навьих наговоров.
Прыгая, женщины приговаривают:
«Кто прыгнет высоко, У того смерть далеко!» …
Конечно, это действо не ускользнуло от внимания наших соглядатаев и злопыхателей. Среди народа сразу же начали распространяться слухи о «бесовских скачках» и «сатанинских прелюбодеяниях». К сожалению, многовековое «промывание мозгов» достигло своей цели: многие люди до сих пор в ужасе подпрыгивают при слове «ведьма». Но, к счастью, таких людей остается все меньше и меньше: они начинают замечать разницу между тем, что услышали и тем, что увидели. Застарелая пропагандистская машина наших врагов все чаще начинает давать сбои и ломаться.
Но вернемся к празднованию Живина дня.
… На этом же месте, у костра, в окружении звонких хороводов, затеваются веселые и подвижные игрища.
Один из участников празднества начинает петь обрядовую песню, а все остальные дружно подхватывают:
«Коло яри светом зарим,
Мару борем,
Благодарим Ярилу!
Ярило, яви свою силу!»
После этого все участники празднества начинают разыгрывать сказку, рассказывающую о путешествиях в черный мир Нави и о возвращении в светлый мир Яви.
Затем наступает долгожданное утро.
Все люди бегут выпускать на волю из клеток птиц, истосковавшихся по свободе.
Заботливые хозяйки угощают всех специальным печением, приготовленным в виде жаворонков с яркими фруктовыми глазками.
Весь Живин День — первого мая, посвящается веселым гуляньям и отдыху.
К вечеру, по берегам рек, разводятся обрядовые костры.
Люди с удовольствием прыгают через огонь, купаются, окунаясь с головой в холодную весеннюю воду.
Это купание-очищение дает человеку запас жизненной энергии на весь следующий год
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4