Борода на Руси — история ношения Борода традиционно считается непременным элементом облика «русского мужика». Когда в американском фильме возникает необходимость изобразить «русского Ивана», находят актера со следами «вчерашнего дня» на лице, и обязательно приклеивают окладистую бороду. Это обязательный атрибут, наряду с телогрейкой, балалайкой и медведем. При всем при том, на улицах российских городов бородатого мужчину можно встретить совсем нечасто. Разве только хипстеры щеголяют ухоженными произведениями парикмахерского искусства на лице. Обычный мужчина начинает утро с бритья – операции, доведенной до автоматизма. А как было раньше? Какую роль играла борода в жизни наших предков? Древность. Сведений о самой глубокой славянской древности история нам сохранила немного, но они есть. Все они собраны и детально проанализированы историком и писателем Л. Прозоровым. Выводы его выглядят на первый взгляд, довольно неожиданно. Оказывается, что в самый первый, начальный период русской истории славяне бород не носили. Причем, это была не просто бытовая случайность, а этнодифференцирующий принцип, отличавший славян от соседей – бородатых скандинавов. Откуда это известно? Прежде всего, в данном случае важно описание князя Святослава Игоревича в труде современника – византийского историка Льва Дьякона. Византиец описал переговоры императора Иоанна Цимисхия с русским князем. Причем, внешности князя Лев уделил пристальное внимание. По его словам, князь был сильным коренастым мужчиной невысокого роста. Голова его была налысо брита. На голове была оставлена лишь прядь волос наподобие запорожского казачьего оселедца. Кроме того, у князя были пышные вислые усы. Усы описаны, а борода – нет. Другой источник – описание статуи бога Перуна, воздвигнутого на киевском капище. Летописец сообщает, что Перун имеет волос серебрян, а ус злат. О бороде опять ни слова. Кроме того, вывод Прозорова подтверждается изображением людей на серебряных изделиях, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка. Кроме прочих, были найдены фигурки четырех «пляшущих человечков». Фигурки выполнены достаточно схематично. Однако можно разглядеть, что бород у пляшущих человечков нет, хотя общий абрис фигур ясно указывает, что перед нами изображение мужчин. Вместе с тем, тот же Прозоров указывает, что у славян обычай обязывал носить бороду жрецов. Об этом есть упоминание в Повести временных лет и у Саксона Грамматика. То есть, обычные люди бороды брили, с бородами ходили только волхвы. Ситуация кардинально изменилась с принятием христианства. Христианство наряду с исламом относится к числу так называемых авраамических религий. То есть, обе религии выросли из иудаизма и во многом унаследовали его правила. Одно из них предписывает мужчинам носить бороду. Поэтому на многие столетие ношение бороды стало не просто бытовой привычкой или эстетическим изыском, а религиозной нормой, обязательной к исполнению. Отступления случались крайне редко и привлекали всеобщее внимание. Так, например, в историю вошел казус Василия III, который, женившись на Елене Глинской, сбрил бороду. Елена была княжой польско-литовского происхождения. Она не привыкла к тому, чтобы мужчина ходил с бородой. Видимо, борода ей была неприятна. Немолодой Василий настолько сильно влюбился в юную и очень красивую жену, что пошел у нее на поводу, и избавился к удивлению окружающих от своего традиционного русского «мужского достоинства». Однако такие случаи были исключением. Религиозная основа задавалась Библией, точнее, буквально понятым текстом книги Бытия, в котором говорится, что Бог создал человека «по образу и подобию своему». Понятно, что с точки зрения рационально мыслящего человека, сложно предположить, что Господь Бог обладает всеми анатомическими особенностями среднестатистического мужчины. Однако средневековые люди нередко воспринимали священные аллегорические тексты непосредственно: если сказано, что «по образу и подобию», значит, все, что естественным образом проявляется в мужском облике – это и есть проявление «лика Божьего» на лице человеческом. Поэтому, если борода растет – сбривать её нельзя. Этим мы изничтожаем «подобие Божие» на своей физиономии. Недаром в эпоху средневековья русские миниатюристы и иконописцы всегда изображали чертей в сценах Страшного суда с «босыми лицами» – безбородыми. А святых, напротив, бородатыми. Исходя из этого, нетрудно понять, почему население так остро негативно восприняло реформу Петра Великого, заставлявшего бояр и дворян брить бороды. Они видели в этом «печать Дьявола». Новое время. Однако спорить с Петром было себе дороже. Петр бород не любил, и терпеть их вокруг себя не хотел. Такая антипатия к традиционному русскому украшению мужского лица у царя-реформатора шла из детства. Пережитый в детстве страх во время стрелецкого восстания навсегда поселил в нем недоверие к русской традиционной бытовой культуре. Для начала в 1705 г. Петр ввел налог на бороду. Облагались им, прежде всего, те люди, которые составляли его непосредственное окружение – бояре, дворяне, придворные и жители городов. Исключение Петр сделал для духовенства (все-таки, видимо, понимал, что священнику быть без бороды никак нельзя). Громадную массу крестьянства подстричь было нереально. Поэтому налог с крестьян брали только тогда, когда они за какой-нибудь нуждой приезжали город. Оплатившим налог выдавался специальный знак, который приходилось носить с собой. Однако искоренить обычай было непросто. Указ, видимо, исполнялся не везде, либо не исполнялся вовсе. Потребовалось еще два указа (1714 и 1722 гг.). Причем, к налоговому бремени прибавилось битье кнутом и ссылка на каторгу. В конце концов, сопротивление было сломлено. С портретов XVIII – начала XIX вв. на нас глядят гладко выбритые лица в пудренных паричках с буклями. Кумулятивного заряда петровской воли хватило надолго. Первый император, позволивший себе нарушить заветы венценосного предка появился только через 150 лет. Это был Александр III, носивший серьезную окладистую бороду. Изучение портретов той эпохи (последней четверти XIX в.) показывает, что борода вошла в моду. Причем, не только в России. Бородатыми были отцы-основатели марксизма, бородатыми были писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) и художники (В.И. Суриков, И.Е. Репин). Красивая борода украшала лицо последнего Всероссийского императора Николая II. Времена СССР. После революции в отношении бород поначалу определенности не было. Владимир Ильич Ленин носил модную в годы его молодости интеллигентско-дворянскую эспаньолку. Эспаньолку носил Лев Давидович Троцкий и Николай Александрович Булганин. Сталин был обладателем солидных усов. Легендарный командарм Буденный носил усы поистине гигантских размеров. Но постепенно все это цветущее разнообразие, доставшееся советской номенклатуре с дореволюционных времен, исчезло. Уже к началу 60-х члены политбюро и партийные деятели помельче лишились растительности на лице. Типичная физиономия чиновника брежневской эпохи – до синевы выбритая щекастая ряшка. Бороды в позднесоветское время носили только люди творческих профессий и ученые. Борода воспринималась как символ свободной натуры и даже как выражение некого эстетического протеста. Современная Россия. По большому счету, отношение к бороде среди чиновников не изменилось с застойных времен. В высоких кабинетах по-прежнему сложно найти бородатого человека. Однако веяния моды коснулись обычных горожан. Борода стала неизменной принадлежностью модного, как принято говорить, «лука» (от английского look). Может быть, настанет день, когда в Новый Год с «голубых экранов» россияне увидят поздравление не только бородатого Деда Мороза, но и бородатого президента Российской Федерации. Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.
    1 комментарий
    5 классов
    Иван-чай - русский напиток Чай, как напиток Китая, насчитывает тысячелетнюю историю. Но мало кто знает, что на Руси тоже был свой чай. Этот чай лечил, восстанавливал силы, укреплял организм и предупреждал болезни. Его брали с собой в путешествия и походы. Без него не обходилась ни одна трапеза и застолье. Называли этот чай и «боровым зельем», из-за его мощных целебных свойств; и «петушковыми яблоками», из-за вкусовых качеств молодых листьев; и «копорским», по названию селения под Петербургом, где массово производился с XII века, и откуда шли большие поставки этого сырья в Англию. «За морем» же его называли «русским чаем» и очень ценили, не смотря на то, что английские колонии в Индии поставляли свой чай. Кроме этого привозили чай из Китая. Но чопорные англичане предпочитали русский чай всем остальным. Иван-чай (кипрей, копорский чай) – очень вкусный, красивый и самый здоровый чай на всём земном шаре! По уникальному химическому составу Иван-чай не уступит морской капусте, а по питательной ценности и целебной силе — намного её превосходит. На Руси считалось, что копорский чай может предупредить или вылечить 90% всех известных заболеваний того времени. Остальные 10% лечили другими растениями, мёдом, дёгтем, грибами и кореньями. Постоянный прием копорского чая – это профилактика доброкачественных и злокачественных образований, простатита; эффективное средство при проблемах с мочеполовой системой. Кроме того, этот чай применяется для улучшения состава крови и уменьшения интоксикации организма; снятия пищевых и алкогольных отравлений; восстановления сил при истощении. Также копорский чай рубцует язвы двенадцатиперстной кишки и желудка, повышает иммунитет к различным респираторно-вирусным инфекциям, укрепляет корни волос, нормализует давление, устраняет головные боли и предотвращает раннее старение человека. Многие целебные эффекты Иван-чая схожи с пищевой содой. И это не случайно. Ведь кипрей в основном растёт на золе торфяных и лесных пожаров, которая является такой же щелочью, как и пищевая сода. Копорский чай, выпитый вечером перед сном, способен замедлять пульс, уменьшать артериальное давление и понижать температуру тела человека. Такой ночной «анабиоз» даёт шанс увеличить или продлить фазу активной жизни организма, как минимум на четверть от средней её продолжительности, что согласитесь не так уж и мало… Об этом догадывался в начале 20 века врач Пётр Александрович Бадмаев (Жамсаран), посвятивший большую часть своих научных трудов раскрытию тайны целительной силы Иван-чая. Последний раз Бадмаев стал отцом в возрасте 100 лет. Всего он прожил 110 лет, мог прожить и больше… Но не дала ему это сделать петроградская тюрьма. Экспортировали копорский чай из России в Европу — в огромном количестве. Но просто высушенная трава Иван-чая — это не копорский чай. Копорский чай перед сушкой обязательно ферментируют, т. е. подвергают естественному брожениюв течение 24 — 48 часов. Время ферментации и температура, при которой она проводится, как раз и влияют на цвет, вкус и аромат конечного продукта. Чай можно сделать зелёным, желтым или даже черным. По своим вкусовым качествам, черный копорский чай — вне конкуренции! Способов ферментации несколько Заварка. Одному человеку достаточно на день 5 грамм сухой заварки копорского чая, разумеется, если им не «марафонить». Это примерно 4-5 чашек насыщенного напитка. Допускается повторная заварка. Но её вкусовые качества будут уже не так ярко выражены.. Сухая заварка должна быть однородной по цвету и размерам. Важен и её запах, похожий на грушево-яблочным компот из сухофруктов, горячей сушки. Из заварки, издающий прелый запах испорченного сена, хорошего чая не получится. Посуда (чайник) может быть различной: стекло, фарфор, горный хрусталь или латунный самовар. В последний заварку опускают в контейнере или льняном мешочке (из расчёта: 2 столовые ложки на 1 литр объёма). Из современных материалов — металлокерамика. Заливают крутым кипятком. Важно выдержать время заваривания. Оно составляет не менее 40 минут. На любителя его можно увеличить до 4-6 часов. При более длительном процессе, напиток начинает окисляться и теряет свои цвет и вкус. Пьют горячим или холодным. При подогреве остывшего чая не допускать даже малейшего закипания напитка. Тонкий аромат сразу пропадёт. Обычно копорский чай пьют без разбавления кипятком. Польза от копорского чая. Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма, ярко выраженным успокаивающим действием. Иван-чай мягко нормализует деятельность кишечника. Благодаря богатому содержанию танинов, слизи и витамина С, Иван-чай обладает хорошими противовоспалительными и обволакивающими свойствами при язвенной болезни желудка, гастритах, колитах. И ещё при энтероколитах, дизентерийной диарее, при метеоризме и анемии. Регулярное его питье избавляет от мигреней, помогает при бессоннице, малокровии, при белой горячке, инфекциях, простудах и астме. В целом поднимает иммунитет, являясь мощнейшим природным очистителем. В старину недаром о нем говорили, что он не только излечивает тело, но и просветляет ум и поднимает дух. Тот, кто пьёт копорский чай — никогда не будет иметь проблем с предстательной железой и половым бессилием. Название растения говорит само за себя. И еще одно из примечательных достоинств Иван-чая в том, что он ощелачивает кровь и тем самым восстанавливает силы при разного рода истощениях и после серьёзных болезней Профилактические свойства. Иван-Чай – чудодейственное народное средство для профилактики многих заболеваний. · Показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях; дисбактериозах, язвенной болезни, гастритах, колитах; заболеваниях мочеполовой системы; · Мощная профилактика простатита, улучшает потенцию; · Регулирует функции печени, почек, селезенки (помогает при камнях); · Улучшает состав крови, полезен при малокровии и атеросклерозе; · Успокаивает при возбуждении, бессоннице, нервных заболеваниях (эпилепсии, белой горе); · Устраняет головную боль и нормализует давление; · Повышает работоспособность, восстанавливает силы при истощении; · Повышает иммунитет к респираторно- вирусным инфекциям; · Уменьшает интоксикацию организма: снимает пищевые и алкогольные отравления; · Способствует профилактике кариеса; · Укрепляет корни волос; · Витамина С в Иван-чая в 6,5 раз больше, чем в лимоне; · Усиливает функцию гипофиза!; · Помогает при похмелье; · При постоянном употреблении снижает тягу к спиртному;
    0 комментариев
    0 классов
    От чего зависит «-ов», «-ев» «-ин» в русской фамилии? Самые распространенные русские фамилии оканчиваются на «-ов», «-ев». Знаете, сколько коренных жителей страны их носят? До 60-70 процентов. Второе место по популярности занимают русские фамилии на «-ын», «-ин». Это почти 30 процентов населения. Когда появились первые фамилии, и почему в их основе лежат разные суффиксы? Немного истории До XIII в. фамилий на Руси не было, но для различия людей с одинаковыми именами стали использовать отчества. Так, Ивана, сына Петра, могли называть Иваном Петровым. Михаила, сына Семена, Михаилом Семеновым. С введением в обиход фамилий, они стали даваться не по отцу, а по самому старшему в роду: Федоров — это и правнук, и внук, и сын Федора. Происхождение фамилии — это целая наука. Кому-то она стала присваиваться в зависимости от прозвища: Безусый — Безусов. Кому-то — по роду занятий: кузнец — Кузнецов, священник — Попов, гончар — Гончаров. Суффикс «-ев» появлялся в фамилиях, если имя, название профессии или прозвище оканчивалось на мягкий согласный: Игнатий — Игнатьев, бондарь — Бондарев. Почему же некоторые фамилии оканчиваются на «-ын», «-ин»? Их происхождение имеет то же самое объяснение, но в основе лежат имена или слова женского рода, которые оканчиваются на «-ь», или мужского (женского) рода — на «-а», «-я». Например, Илья — Ильин, Фома — Фомин, птица — Птицын, белка — Белкин, тишь — Тишин..
    0 комментариев
    13 классов
    ПОНЁВА Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом. Существовал обряд — одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. Панёва является древним видом женской одежды, её носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда. С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота», "бабья кабала". Смыслы выражений заключали идею прохождения девкой бабьего пути - творения рода. Девки не носят ее, или только просватанные. — Словарь Даля Для девочки важным рубежом был обряд «вскакивания» в понёву. Понёва — древняя набедренная одежда, полотнище ткани, заменяющее юбку. По описаниям этнографов, в XIX веке девушки в деревнях до 15—16 лет ходили в одних рубахах, опоясанных шерстяным поясом. Совокупность всех понёв на жизненном пути бабы образует своеобразный календарь жизни бабы-рожаницы. Женщина носила паневу всю жизнь, в зависимости от возраста ее вид менялся, в частности, колебалось число изображенных ярг: - перед приходом сватов и жениха — «печальный» наряд — понева о 3 яргах - на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым - на свадьбу — праздничная панева после перехода в дом мужа — о 11 яргах - в детородный период женщина — об 11, 9, 7 и 5 яргах. - «старуха» (начиная с 40 лет) — о 3 яргах (зачастую баба сама выбирала время для смены) - глубокая старость (около 80-90 лет) — об 1 ярге. - узенькая белая яргическая полоска без узоров. «В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в X—XIII веках. До XIV века дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях». Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трех (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане. Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало обычное количество полотен — трехполые паневы. Панева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью. Спереди часто надевался передник-фартук. В Смоленской губернии среди распашных панёв различаются: растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком — отворачивали и перекидывали через пояс. В Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Рязанской губерниях панёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является панёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ. В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную паневу. Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным. Прошва — это 4-е узкое полотнище, которое могло вшиваться и временно, на «живую нитку». Она располагалась сбоку или спереди. Даже если она являлась изначальной частью паневы, то все равно изготавливалась из отличной от основного полотнища ткани, и четко ограничивалась полосками кумача, позументами. Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях. Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний. Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний. Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях. По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, — разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию (см. главу «Взросление»). Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки — «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать». По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез — спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, — до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось — носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках — с целью показать богато вышитый подол рубахи. В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое — «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно незамужние девушки и модницы, пожилые ограничивались плоской цветной тесьмой по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного, траурного наряда». Все кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков — к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.
    0 комментариев
    6 классов
    В Древней Руси не использовали слово «посуда» — оно появилось только в XVII веке. До этого все предметы, в которых подавали еду, называли «судно» или «суденко», а напитки разливали по «сосудам». Иногда это же слово использовали для обозначения всей кухонной утвари. Ее делали из популярных и в наши дни материалов — дерева, глины, стекла и металла. Первую посуду на Руси изготавливали из разных пород дерева — им приписывали особые свойства. Например, считали, что лекарственные отвары сохраняют свои целебные свойства только в посуде из осины или дуба. А изделия из ольхи использовали в качестве оберегов. По преданиям, пока такие предметы хранились на кухне, дом был защищен от недоброжелателей. Самыми распространенными изделиями из дерева были ложки, невысокие кружки, которые называли «ставы», или «ставцы», миски, хлебницы и солонки. Украшали их резьбой и росписью.
    0 комментариев
    24 класса
    Как в древности люди мыли голову... УМЫВАНИЕ. В деревнях умывались отваром пшеничных отрубей, а также овсяных хлопьев. Такое умывание благотворно воздействует на кожу, особенно сухую и воспаленную после работы на ветру, холоде или жаре. В слегка смоченные ладони насыпьте чайную ложку отрубей и легкими движениями помассируйте смоченное водой лицо. Когда кожа порозовеет, умойтесь теплой водой и промокните лицо махровым полотенцем – кожа станет мягкой, гладкой, эластичной. Для нежной кожи в старину тоже был свой рецепт умывания: настой из сухих трав – ромашки, подорожника, мяты. Столовую ложку смеси залейте стаканом кипятка, подержите под крышкой 10 минут. В настой добавьте столовую ложку картофельного крахмала. Лицо протрите полученным желе и через несколько минут ополосните водой. Мыльное дерево – Бундук двудомный. Плод по форме напоминает вареник. Внутри одно-два семечка диаметром около 1 см, сплюснутые по "полюсам". Всё пространство внутри "вареника" заполнено приятного оттенка зелёной загустевшей массой – типа жидкого мыла. Растение бобовое, по внешнему виду немного напоминает белую акацию. Стручки висят на нем круглый год, то есть их даже хранить не надо. Когда тебе надо – подошёл, сорвал и используй. Прекрассно смывает жир, можно мыть и голову. КАК МЫТЬ БЕЗ ШАМПУНЯ ГОЛОВУ? Наиболее простой способ — смочить волосы простоквашей или кислым молоком, а затем смыть ее теплой водой. Волосы очищаются от жира и грязи, становятся мягкими, неломкими. Для мытья головы лучше пользоваться кипяченой водой, добавив немного питьевой соды или нашатырного спирта. Мягкая вода хорошо обезжиривает волосы, не раздражает кожу головы. На такой воде готовят крапивный и березовый настои, которые и без мыла хорошо отмывают волосы. Чтобы приготовить крапивный настой, свежую крапиву залейте в тазу кипятком, когда вода остынет, – настой готов. Березовый настой лучше делать весной, используя для этого березовый веник с почками. Веник ополосните горячей водой и залейте кипятком. Через полчаса настоем можно мыться. Ополаскивайте волосы настоем липы и ромашки: они благоприятно действуют на кожу головы, препятствуют появлению перхоти. Пропорции приготовления настоя – горсть травы на литр воды. Можно мыть горчичным порошком. Размешать 2 столовые ложки порошка на пол литра теплой воды и можно мыть как шампунем, только вода не пенится. Горчица отлично удаляет (абсорбирует) жир. При длительном мытье горчица запечет. Сразу смывать. Желательно опустить голову полностью в воду, потому что, если просто сливать воду на волосы, вся горчица может не смыться. В этом случае останется впечатление перхоти - это не смытые белые хлопья горчицы. Если же волосы полностью опустить в воду и там смывать, то все будет в порядке. Горчица смоется и не оставит ни следа ни запаха. В БАНЕ На Руси было принято мыться в банях квасной гущей. Ею натирали тело, она хорошо очищала кожу. Овсяное жидкое тесто тоже использовали как мыло. Замешивали также тесто на настое липового цвета, полыни, розмарина, ромашки, хмеля. Тем, кто захочет мыться без мыла, напоминаем, что не следует собирать травы около дорог и в черте города, так как растения впитывают выхлопные газы автомобилей.
    0 комментариев
    0 классов
    Перун - Перуница Николина Вальд Картинка из интернета 2 августа - 28 августа Наступает Зарев** грозный. Долгий гром и дождь на землю Пригоняет Перуница – Богатырша, Царь-девица! А за ней в свой вотчий месяц Поспешил Перун на землю. Льёт он дробными дождями Под сиянье грозных молний Шлёт на Землю бури-грозы. Утонули суховеи! Наконец воды небесной Напилась Земля до сыту, Солнце млеет, и стареет Силы отдавший Ярило. Сменит осень жарко лето. ** Зарев - август
    0 комментариев
    4 класса
    2 августа - Перунов день В этот день было принято, что все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного — петух (должен быть одного цвета, не пестрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящаются воинские обереги. После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвященный победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костер прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле). Затем совершается страва, на которой поминают всех павших славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво, квас. Игрища начинают со взятия «городка». В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом. С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины. С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице, и который, по сути, просто сменил имя. #ПраздникиСлавян
    0 комментариев
    13 классов
    Все века народ во все свои дела вкладывал свою душу, потому что почитал красоту, от которой получал радость и здравие. Очень жаль, что так называемая цивилизация всё это уничтожает. Исчезают народные промыслы, молодежь не хочет перенимать у мастеров их таланты и внедрять в жизнь свою.
    0 комментариев
    11 классов
    🌻В славянском календаре с 1 по 8 августа - Перунова Стреча, это время называли еще началом осени. 2 августа - Перунов день. Перун - бог грома и молний, покровитель славных воинов и защитников родной земли. Грозный защитник мира людей. Его всегда изображают могучим воином, который держит в руках меч или топор, который сокрушает все зло. По легендам, погибшие в бою воины попадали в небесный Перунов полк и хранили людей от плохого. Так же под его защитой были мужских дел мастера - кузнецы, скорняки, пасечники, охотники. Иногда в народе Перуна называли Бог Громовик. К этому дню старались закончить все сенокосные дела и работы по уборке урожая (но не везде, где-то только все начиналось), чтобы подготовить поля. Считалось, что от Перуна зависело плодородие земли и он мог помогать людям с урожаем, а мог наоборот - не давать его. В Перунов день обливушки – последнее купание, после этого дня в воду не лезли. Не рисковали, чтобы потом не налететь на неприятности. Сегодня были особенно внимательны к событиям дня, считалось, что Перун мог предсказать, чего можно ожидать в ближайшие годы. Обязательно в этот день устраивали братчины. Основные блюда готовили из репы, гороха, дичи, мяса. Также на столе присутствовали хлеб и мёд. Пироги - с зеленью, грибами и сладкие ягодные. Долго не засиживались, с первыми звездами разбирали столы и шли домой - Делу время, а потехе час. Добры молодцы показывали свою удаль и силушку богатырскую. Просили у Перуна отвагу и мужество, силу и умение, а также помощи в защите родной земли и семьи.
    0 комментариев
    9 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
571505517142

Добавила фото в альбом

Фото
Фото
  • Класс
579370451887
  • Класс
579370451887
  • Класс
579370451887
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё