7 февраля состоялось первое общее собрание рок-клуба, в котором приняли участие музыканты 14 групп: «Аквариум», «Апрель», «Аргонавты», «Гулливер», «День рождения», «Джонатан Ливингстон», «Дилижанс», «Зеркало», «Мифы», «Орнамент», «Пикник», «Патриархальная выставка», «Россияне», «Техническая помощь». Согласно советским традициям, на этом заседании обсуждались устав и структура клуба, выбирался первый состав совета, решались вопросы, связанные с организацией концертов и приемом в клуб новых членом. Первым руководителем Ленинградского рок-клуба стал Гена Зайцев, который в ту пору пользовался колоссальным авторитетом в питерских музыкальных кругах.
Каждому члену рок-клуба было выписано удостоверение – синенькая книжица, на обложке которой красовалась надпись: Ленинградский Рок-клуб. Николай Михайлов, в тот момент игравший в группе «Пикник», вспоминал, что Гребенщиков очень просил выдать ему удостоверение за номером 007, но ему достался членский билет № 002. А номер «001» был торжественно вручен Коле Васину, заслуженному питерскому битломану.
Той же весной 1981 года неофициальные художники, ютившиеся по постоянно разгонявшимся квартирным выставкам, также получили право объединиться в более или менее официально зарегистрированное Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) и проводить, уже не таясь, более или менее регулярные выставки в городских Домах и Дворцах культуры.
Неофициальные прозаики, поэты и критики, также до сих пор собиравшиеся лишь по квартирам и публиковавшие свои тексты либо в «самиздате», либо в «тамиздате», получили возможность объединиться в так называемый «Клуб-81» и проводить – опять же не таясь! - свои встречи в крохотном, но невероятно уютном и чрезвычайно привлекательном для полуподпольной богемы полуподвальном зальчике дома-музея Достоевского.
Ну а рок-музыканты, издавна привыкшие к жесткому - вплоть до уголовного наказания - пресечению любых попыток организовать концерт, получили возможность объединиться в Ленинградский рок-клуб и собираться в обшарпанном, мало-уютном, с разбитыми креслами зале до того времени мало кому в городе известного Межсоюзного дома самодеятельного творчества.
Почему такие перемены произошли именно в 1981 году?
Дело в том, что интенсивность подпольной культурной активности в Ленинграде к тому времени достигла таких масштабов, что не только бороться с нею, но даже отслеживать ее властям становилось все труднее и труднее. Как считает известный ленинградский джазовый критик Александр Кан, инициатором революционных перемен выступил КГБ, в котором «пробуждались если не фрондерские настроения, то, во всяком случае, основанное на большей информированности более здравое осознание идейно-психологической ситуации в стране и необходимости хоть каким-то, пусть и робким, половинчатым образом ее менять».
В Москве, впрочем, подпольная активность была не меньшей, а даже большей, нежели в Ленинграде, но Москва носила «гордый» титул «образцового коммунистического города», где ничего подобного, по мнению идеологов КПСС, быть не могло. Поэтому именно Ленинград – не менее культурный, но менее официозный - решили сделать площадкой невиданного со времен 20-х годов XX века культурно-политического эксперимента по высвобождению искусства.
7 марта на Рубинштейна, 13 состоялся первый концерт рок-клубовских коллективов, в котором приняли участие группы «Пикник», «Мифы», «Зеркала» и «Россияне». Это были старейшие, стабильнейшие и популярнейшие группы из числа тех, кто вошел в клуб. Зрители на этот концерт проходили по пригласительным билетам, которые распределялись между членами клуба, а также распространялись по заявкам разных организаций, прежде всего комитетов комсомола. На балконах сидели представители КГБ, профсоюзов, партии и комсомола.
Вот что писал о том эпохальном концерте Анатолий «Джордж» Гуницкий в самодельном журнале «Рокси»: «И все-таки несмотря ни на что это был праздник! Ветераны степенно здоровались друг с другом и пожимали плечами. Что происходит? Никто не мог толком ответить на этот вопрос, пока на сцену не вышел конферансье и не объявил об открытии рок-клуба. Пятьсот местный зал, вместивший в себя не менее семисот человек, загрохотал. В самом деле, невероятная вещь! Рок-клуб, да еще с официальным статусом, с уставом, с советом - немыслимо! Старинная мечта оказалась явью!»
Для многих из нас Ленинградский рок-клуб стал реализацией фантазий о некоей Волшебной стране, жизнь в которой коренным образом отличалась от того суррогата, что предлагала нам тогда советская власть. Поэтому когда по городам Советского Союза стали распространяться слухи о создании Лен-рок-клуба, народ решил для себя: правильно живет только тот, кто ходит в рок-клуб. Именно с появлением рок-клуба связана и невероятная популярность ленинградских рок-групп – и это тоже было частью нафантазированного нами мира: если ты являешься членом рок-клуба, значит, ты играешь правильную музыку.
Это народное мнение нашло отражение в ироничной песенке Майка Науменко, которая получила емкое и метафоричное название - «Песня простого человека»:
«По субботам я хожу в Рок-клуб.
В Рок-клубе так много хороших групп.
Я гордо вхожу с билетом в руке,
А мне поют песни на родном языке.
Я люблю «Аквариум»!
Я люблю «Зоопарк»!
Я люблю «Секрет»!
Я люблю «Странные игры»!
Я люблю «Кино»!
Я не люблю «Землян» -
Я люблю только любительские группы!»
А дальше началась обычная работа. Группа подавала заявку на вступление в клуб. Совет выезжал на ее «точку», прослушивал программу и выносил на общее собрание свое предложение о приеме в члены клуба. Если предложение проходило, то группа представляла в репертуарный отдел ЛМДСТ свою программу. Репертуарный отдел ее лютовал (то есть давал разрешение на публичное исполнение песен), после чего клуб включал группу в концертный план.
В первые полгода рок-клубовские концерты проходили один раз месяц. После того, как Гену Зайцева на посту председателя клуба сменил бывший флейтист «Пикника» Николай Михайлов, сейшена стали устраиваться дважды в месяц. Кроме того Анатолий Гуницкий стал организовывать мероприятия в ДК «Невский». Концертная жизнь в Питере ширилась и крепла.
Надо заметить, что к этому времени многие старые группы, которые были кумирами поколения 70-х, уже распались, и в рок-клуб потянулись молодые команды. Все они были ориентированы на собственные песни, что и было крайне интересно. Эти молодые люди, пришедшие в рок-сообщество в начале 80-х, наполнили его структуры своей неукротимой энергией. Пройдет совсем немного времени, и многие из них станут кумирами поколения 80-х.
источники:
https://zen.yandex.ru/id/5b50a96467efea00a91df2e2
https://music.yandex.ru/users/music.partners/playlists/1563
Нет комментариев