Канон Иисусу Сладчайшему, равно как и Акафист Иисусу Сладчайшему, который мы с вами обычно читаем в субботу вечером, замечательны частым упоминанием и повторением имени Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что такой канон, такой Акафист, много способствует навыку призывания имени Господа, является как бы переходной ступенечкой или подготовкой к самому покаянному повторению молитвы Иисусовой.
Имя Господа есть камень краеугольный, драгоценный. Как сказано в Священном Писании, иные на этот камень падают и разбиваются о него, а иных этот камень придавливает. То есть, имя Господа многоценно, целительно, но лишь смиряющийся пред Господом, кающийся, уповающий на Него, имеющий правую веру в Господа приемлет это имя во спасение. Как сказано: если будешь иметь веру в Господа и исповедывать устами имя Его - спасешься.
Напротив, человек, допускающий в сердце злобу, никогда не раскаивающийся в этом или возносящийся умом, умудряющийся в самой молитве превозноситься над людьми, произнося имя Божие, опаляется им. Опаляется, если не хочет понять, что оно для нас, как лекарство, оно должно выровнять все неровности нашей души, восполнить все полые места, оно должно, как бальзам, заполнить трещины и язвины души, уставить духовное кровоточение, возвратить душе ровность, мир, а прежде всего, смирение, очистить ее. Поэтому Канон Иисусу Сладчайшему и Акафист Иисусу Сладчайшему чрезвычайно полезны даже на первых порах, преимущественно должны быть употребляемы теми, кто хочет понять что-либо в делании покаянной молитвы.
Господь не благоволит к так называемым «скорохватам», людям, которые без всякой подготовки, не понимая своего невежества, неподготовленности, не чувствуя страстности своей, ухватывают, так сказать, «быка за рога», с места трогаются в карьер, пытаются нахрапом, захватом, наскоком овладеть духовной премудростью, которая «в злохудожную душу никогда не войдет и в теле, повинном греху обитать не будет». Поэтому нестерпимый свет Божества, источником которого является имя Божие, растворен, смягчен в Каноне Иисусу Сладчайшему, в одноименном Акафисте, легко может быть приемлем и усвоен расслабленным, неспособным ни к какому подлинному вниманию, трезвению сердцем кающегося грешника, каковы все мы. Помимо сказанного, Канон Иисусу Сладчайшему, равно как Покаянный канон, в обыкновении нами употребляемый перед причащением Святых Таин Христовых, низводит в душу во глубину Христова смирения.
Они, эти каноны отрезвляют нас, они указывают нам на глубину нашего падения. Именуя вещи своими именами, называя вещи своими именами, эти каноны дают нам убедиться ничем не лучше свиньи, лежащей в калу собственных нечистот. Они, убеждая нас в нашей немощи, учат не отчаиваться, как то бывает с некоторыми, не ожесточаться. Но жалобным гласом, беспомощным воплем, с крепкой, однако, надеждой простирать руки ко Всемогущему Господу, Который оставил нам в Псалтири дивное свидетельство: хранит младенцев духовных Господь, «смирихся, смирился я и спасе мя». То есть, едва лишь только мы ощутим себя никуда не годными, нашкодившими, слабыми, беспомощными детьми (а чтение Канона покаянного и Канона Иисусу Сладчайшему и дарует нам подобное самосознание), едва лишь только, оказавшись в яме собственной беспомощности, мы начинаем уже без саможаления, но с самоотвержением простирать руки ко Господу: «Спаси мя, избави мя от велиара, от адской муки и геенны огненной свободи мя, Господи». «Где обрящусь аз на Страшном Судище - вот священницы, вот девы, вот святители и преподобные - где же обрящуся аз, не сотворивый воли Господа своего, ибо и умом, и устами, и руками, и стопами негодная, злая соделал есмь», «Помилуй мя, Боже, помилуй мя, научи мя ведети, знати, следовати воле Твоей». И если нам потребно смириться, если нас замучили гордостные, тщеславные помыслы, которые много стужают молящимся или желающим научиться молиться, если мы не можем никуда деться от этих духов возношения, себялюбия и осуждения, достаточно единожды прочитать Канон покаянный Иисусу Христу, - и все становится на место. От нас отходит мечтательность, обольщение, мы понимаем - кто такие и какие мы сякие в очах Божиих, а значит, в душу проливается мир, спокойствие и отрада. Ибо «гордым, не желающим читать Канон покаянный, Бог противится, а смиренным - тем, кто себя-то и признает «свинией, в калу лежащей», - точно дает благодать».
Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев