Деяния Апостолов: исцеления и борьба Апостолов с их обожествлением.
"И смотри, с каким усердием он внимал словам Павла;
это, именно, означается словом: «слушал».
Видишь ли его любомудрие? Хромота нисколько не препятствовала его усердию — слушать. Он уже обратился внутренне;
между тем с другими происходило противное.
Наперед исцелялись тела их, а потом уже врачевались их души;
этот же не так.
Мне кажется, что Павел проникал в самую душу его.
Язычники приняли их за богов, а иудеи «убедили, и, возбудив народ»:
не всем же было обычно удивление относительно их (апостолов).
И смотри, в том же самом городе, в котором столько удивлялись им, они претерпевают страдания;
и это было полезно для видевших.
А что (Бог) для этого попустил им страдать, послушай, как (сам апостол) указывает на то, когда говорит: «
я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит» (2Кор. 12:6).
В Листрах были не только поражены, но и привели украшенных венками быков и хотели принести жертву Павлу с Варнавой. Заметь коварство дьявола:
чрез кого Господь хотел искоренить во вселенной нечестие, чрез тех самых он старался ввести его, опять убеждая признавать людей богами, что он делал и в прежние времена.
Чтобы не случилось этого и со святыми, Бог попустил им быть постоянно гонимыми, принимать бичевания, подвергаться недугам, чтобы крайняя телесная немощь и обилие искушений убеждали живших тогда, что совершавшие столь великие чудеса были все же людьми и ничего не приносили сами от себя, а все совершала чрез них, одна лишь благодать.
Будем подражать им и мы;
не будем считать ничего своим, так как и сама вера не есть наша собственность.
А что она принадлежит не нам, но более Богу, послушай Павла, который говорит:
«и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
Потому не будем высокомудрствовать и превозноситься мы — люди, земля и пепел, дым и тень. Скажи мне, в самом деле, чем ты превозносишься? Тем ли, что ты подал милостыню и раздал имущество? Но что из этого? Подумай, что было бы, если бы Бог не восхотел сделать тебя богатым;
подумай о бедных, или лучше — вспомни, сколь многие пожертвовали притом и самим телом своим и многим другим, и пожертвовав считали себя ничего не сделавшими.
Ты подал для себя, а Христос (предал Себя) для тебя;
ты отдал должное, а Христос не был тебе должен.
Вспомни о неизвестности будущего и не высокомудрствуй, но страшись;
не унижай добродетели гордостью.
Хочешь ли поистине сделать что-либо великое? Никогда не считай своих добрых дел великими."
источник: святитель Иоанн Златоуст. "
"Растерзавше ризы своя" Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия;
не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление.
У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он — Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством:
то, следуя иудейскому обычаю, и апостолы сделали то же самое.
Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, когда они поступали подобным образом:
обратитеся ко мне всем сердцем вашим, в посте, и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя (Иоил. 2:12,13)."
источник: блаженный Феофилакт Болгарский. "
"И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием..." Почему именно этих богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у Овидия, Metamorph, VIII), частью - тем, что близ города был храм или идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек на это последнее дается и самим Дееписателем, по которому Павла сочли Эрмием, потому что он начальствовал в слове... Возможно, что и самый внешний облик апостолов имел здесь свое значение:
Павел, как юноша (Деян. 7:58), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава своею степенностью вполне мог напоминать язычникам "Зевса" (Златоуст: "мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный...")."
источник: Толковая Библия А.П. Лопухина. "
"... многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие". Апостолы не говорят:
многими познаниями подобает внити в Царствие Божие, хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (Кол. 2:3) сокровенными во Христе.
Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания не многими познаниями, не многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простой молитвой:
Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18:13)
Не говорят:
многим временем подобает внити в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается не скоро, а небо, кажется, далее земли.
Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколько часов и даже, может быть, в несколько минут совершил путь от врат адовых до дверей рая.
Не говорят:
многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12).
Видно, успех усилий, которыми достают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостью трудов и числом подвигов. Перстень сына царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство:
Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лк. 15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться.
Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но — говорят апостолы — многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия.
Разум, не довольно покоренный вере, не довольно ею просвещенный, не вдруг усмотреть может, подлинно ли и почему путь к Царствию Божию должен лежать непременно через скорби. Что, кажется, за необходимость заставлять человека страдать, чтобы потом сделать его блаженным? Отсюда может родиться догадка, не относится ли учение о скорбях ради Царствия Божия только до первенствующих христиан, которым надлежало вытерпеть гонения от иудеев и язычников, до утверждения христианства во вселенной. Сим подлинно христианам и в сих обстоятельствах апостолы Павел и Варнава говорили о многих скорбях ради Царствия Божия и притом вскоре после того, как Павел перед их глазами, в Листре, едва не до смерти побит был камнями за проповедование христианства. Но что учение о скорбях ради Царствия Небесного есть не временное только и частное, а всегдашнее и всеобщее в христианстве — в сем нетрудно удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих."
источник: святитель Филарет (Дроздов).#12ноября #созерцаниеохридскийпролог #толкованиесвященногописаниявживописи #толкованиеновогозавета #книгадеяний14_8_23 #святительсербскийниколайвелимирович #святительиоаннзлатоустыйархиепископконстантинопольский #блаженныйфеофилактболгарский #профессорлопухиналександрпавлович #святительфиларетдроздовмитрополитмосковский
Нет комментариев