Сотни тысяч детей мигрантов выходят из «тени»
МВД объявило о запуске системы учёта детей мигрантов, не зачисленных в школы. Данные о таких несовершеннолетних будут собираться в единой цифровой среде: через ГИС миграционного учёта, ФГИС «Моя школа», портал «Госуслуги», а также через Минпросвещения, Минцифры и Рособрнадзор. Впервые государство получает инструмент, позволяющий видеть тех, кто до этого выпадал из поля зрения — сотни тысяч мигрантских детей. Это важный шаг, за который МВД стоит похвалить: именно такой системности давно не хватало.
Но сама необходимость этой меры поднимает куда более острый вопрос. Зачем вообще нужны в России семьи мигрантов? На сегодня в стране проживает свыше 700 тысяч детей приезжих. При этом около 20%-50% (по разным оценкам) из них не учатся в школах. Это как минимум тысяч подростков (а скорее всего — больше), не интегрированных в образовательную систему, не охваченных социальными службами, предоставленных самим себе. Такой массив в перспективе становится питательной средой для маргинализации и криминала.
Бюджетная нагрузка очевидна. Только в Москва ежегодно тратится не менее 700 тысяч на содержание инфраструктуры для мигрантских детей. И всё это — без какой-либо гарантии, что семьи будут ассимилироваться и становиться частью нашего общества. Наоборот, мы видим появление замкнутых анклавов, где русский язык и культура уходят на второй план.
Ещё год назад Госдума была готова поставить вопрос жёстко — запретить мигрантам привозить с собой семьи. Но правительство тогда выбрало тактику "итальянской забастовки": отправило законопроект на доработку, похоронив тему. Между тем мировая практика давно показывает эффективность подобных ограничений. В арабских странах действует система кафалы: мигрант приезжает работать один, без семьи, отработал — уехал. Государство получает трудовые ресурсы, но не сталкивается с проблемой образования, медицины и социальной интеграции детей приезжих.
Мы же оплачиваем образование и медицину чужих детей, фактически спонсируем формирование параллельного общества, а заодно создаём долгосрочный задел для будущей криминогенной нестабильности. Почему наше государство должно брать на себя такие обязательства — вопрос, на который ответа нет.
Именно поэтому сегодняшняя инициатива МВД — важный сигнал. Государство, наконец, начинает наводить порядок. Но одной цифровой системы будет мало. Нужен жёсткий оргнабор по примеру кафалы, где мигрант приезжает в Россию только как временный работник, без семьи. Иначе через несколько лет мы будем говорить уже не о миллиардах, а о сотнях миллиардов рублей бюджетных трат — и о куда более серьёзных социальных рисках.
Руководитель отдела внешних коммуникаций Института Царьграда Никита Комаров
Фото: Олег Рукавицын
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 232
Если ребенок-иностранец не знает русский, то он должен учиться у себя дома, а не у нас. Но дети должны учиться! И да, это недопустимо, если они не учатся.
А что, кто-то хочет поспорить с тем, что дети должны учиться? Кто-то хочет толпу необразованных детей школьного возраста на улицах? А чем они будут заниматься? Конечно, Фадеев, возглавляющий Совет по правам человека, хочет, чтобы права детей соблюдались. Что в этом странного? Но ес...ЕщёМарина Ахмедова:
Если ребенок-иностранец не знает русский, то он должен учиться у себя дома, а не у нас. Но дети должны учиться! И да, это недопустимо, если они не учатся.
А что, кто-то хочет поспорить с тем, что дети должны учиться? Кто-то хочет толпу необразованных детей школьного возраста на улицах? А чем они будут заниматься? Конечно, Фадеев, возглавляющий Совет по правам человека, хочет, чтобы права детей соблюдались. Что в этом странного? Но если ребенок не может сдать экзамен, а родители не могут обучить его русскому, и он не может учиться в российской школе, соответственно, он должен уехать с родителями, либо с одним родителем.
Очень жаль, что у нас сейчас делают высказывания, обращаясь не к первоисточникам, а к заголовкам