Особое почитание священномученика Никодима в Соловецком монастыре связано с его трудами, посвященными Соловецким святым и подвижникам благочестия.
Самая известная его работа: «Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании» (1900).
Целью своих ученых занятий владыка Никодим считал изучение «отдельных святых личностей» — представителей русского монашества и «их церковного почитания», которое может пролить свет «на некоторые эпохи и стороны исторической жизни России».
Он видел главную задачу отечественной агиологии в составлении полного месяцеслова русских святых и Четьих-Миней с изложением Житий святых и истории их канонизации и чествования. Стремясь к популяризации святых севера России, иеромонах Никодим, составил «Архангельский патерик» (1901), «Олонецкий патерик» (1910), сборник «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX веков» (1900).
В заключении к последней работе владыка писал, что и в его время среди иноков Соловецкой обители многие следуют примеру описанных им подвижников.
«В настоящее время дух подвижничества выражается также двояко: одни идут путем пустынножительства, другие живут в монастыре. Выдающиеся опытностью в духовной жизни старцы являются наставниками для молодых... Бывает, что если такой старец видит неудовольствие на себя других, он прекращает учительство для сохранения мира среди братии... Так развиты среди них любовь и смирение.
Но сокровище духа не заключается только в одном Соловецком монастыре. Духом этого подвижничества живут и многие другие обители. Таковы, например, Кожеозерская, возобновленная в 1853 году игуменом Митрофаном и возведенная архимандритом Питиримом на высокую степень благоустроенности; Крестный монастырь (игумены Варлаам и Maтфий); Трифоно-Печенгская (игумен Ионафан); Ульяновская, при мощах пермских святителей (игумены всех упомянутых обителей — Соловецкие постриженики). Благодаря соловецкому иночеству, эти обители имеют счастье видеть у себя великих в своем смирении, но миру незримых подвижников».
В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому (своему святому покровителю), Трифону Печенгскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского епископ Никодим составил большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа».
Подражая святым, епископ Никодим остался верен Христу даже до смерти. Его арестовали во второй день праздника Рождества Христова за проповеди против грабежа и насилия и 10 января 1919 года тайно расстреляли.
«Владыка Никодим — пример учёного-монаха, церковного интеллигента, разностороннего, открытого, доброжелательного и доступного для всех. Для меня он пример искренности, цельности и верности служению до самой смерти», — писал о нем биограф Павел Субботин, автор исследования «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей».
📸 На фото: Священномученик Никодим (Кононов)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев