Как изменить сознание, или Каких перемен хотел рок-музыкант Виктор Цой?
15 августа 1990 года погиб Виктор Цой, советский рок-музыкант.
Это случилось на 35-м километре автодороги Р-126 в Тукумском районе Латвии. Как гласит официальная версия – певец заснул за рулем автомобиля. Он на своем недавно купленном «Москвиче» поехал на рыбалку. Встал рано утром, не выспался и на обратном пути около полудня врезался в автобус «Икарус». Виктор Цой и его рок-группа «Кино» были в то время весьма популярны, а смерть сделала певца кумиром. Подростки писали в подъездах: «Цой жив!»
Перемен! – требуют наши сердца.
Перемен! – требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
«Перемен!
Мы ждем перемен!»
Эта песня была написана Цоем в 1985 году, прозвучала впервые на фестивале ленинградского рок-клуба через год. Хоть тогда рок был уже «разрешен», по крайней мере, милиция уже рок-музыкантов не преследовала, но их песни ходили в магнитофонных записях только среди молодежи. А вот в 1988-м, когда в прокат вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», где и звучит песня «Перемен!», она стала гимном «неформальной», как говорили в те годы, молодежи. Больше того, песня оказалась созвучной тому, что происходило в СССР в те годы.
Шел третий год перестройки. В стране совершались крутые перемены в политике, экономике, в жизни людей. Песня звучала на всех митингах. И люди ее воспринимали совсем не так, как задумал автор.
А он все время говорил, что это песня «не политическая», что он не сочинял «песню протеста», он пел о попытках человека преодолеть рутину жизни, разорвать порочный круг унылой обыденности, изменить сознание…
Лукавил ли Виктор Цой? Вряд ли. Бывает, что музыку нельзя пересказать словами. И бывает, что слова говорят одно, а музыка – другое. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», – писал Федор Тютчев.
Сознание, которое хотел изменить Виктор Цой, переменам поддается с большим трудом.
Но как тут не вспомнить самый главный инструмент изменения сознания в христианской аскетике – Таинство Покаяния (которое на греческом языке так и звучит — метанойя, буквально, изменение сознания; затем уже изменяются слова и поступки человека, весь образ жизни).
Нет комментариев