31 мая - Память святых отцов семи Вселенских соборов
Вселенские соборы – это чрезвычайное «собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной». В соборах участвовали сам византийский император и сотни епископов – представителей всех поместных самостоятельных церквей. На соборах были утверждены основы христианского вероучения, сформированы канонические богослужебные правила, осуждались ереси – ложные богословские учения.
Всего Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов. Они проходили в разных городах Византийской империи, начиная с 325 года. Первый собор принял Символ веры – краткое изложение православного вероучения, которое все православные христиане знают наизусть. Каждое воскресение они произносят его хором в церквях во время литургии. Седьмой, последний, собор после полутора столетий иконоборчества в 787 году восстановил почитание святых образов.
Защищая истинное учение, святые отцы разработали основы устроения Православной Церкви. Они запретили вносить какие-либо исправления в Символ веры. На основе правил святых Апостолов, шести Вселенских и семи поместных соборов, а также правил тринадцати Отцов Церкви они разработали законодательную сторону церковной жизни, составив «Номоканон», по-русски «Кормчую книгу», которая служит для церковного управления и поныне.
Многие исповедники веры, участвовавшие в соборах, бесстрашно защищали правое дело наперекор интригам еретиков. Многие церковные иерархи пострадали от их ложных обвинений и неправедного суда, подверглись пыткам и лишениям, были сосланы. Наиболее известны среди них святитель Иоанн Златоуст, Максим исповедник, папа Мартин, прославленные в лике святых. Благодаря стойкости в вопросах православного вероучения, духовному совершенству, позволившему разобраться в сложных богословских проблемах, они сумели провести свой корабль – Православную Церковь – крепкой и неповрежденной сквозь тысячелетия.
Бог
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Гавриил Державин (1743–1816)
Нет комментариев