ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ЛЕКТОРИЯ ХХ века
Со дня открытия Иркутской филармонии весной 1939 года началась ее обширная музыкально-просветительская деятельность в районах Иркутской области.
Особую глубину и серьезность она приобрела с середины 50-х годов, когда лектором-музыковедом стал выпускник Московской государственной консерватории, заслуженный работник культуры России Владимир Федорович Сухиненко. Связав свою жизнь с филармонией, он на долгие годы был символом музыкального Иркутска. Академическая основатель¬ность, энциклопедическая эрудиция, блестящее красноречие, подлинная культура, интеллигентность − эти составляющие профессионализма В. Ф. Сухиненко неизменно привлекали к его выступлениям интерес самых разнообразных слушателей в любой аудитории − не только в зале областной филармонии, но и в школах, на заводах, в колхозах. Вклад в музыкальную культуру В. Ф. Сухиненко настолько значительный, что музыкальная общественность города предлагала присвоить его имя Иркутской областной филармонии, но вопрос до сих пор остался открытым.
В лекциях-концертах этого времени принимали участие солисты Иркутской филармонии Александра Бери (сопрано) и Зоя Дмитрусенко (меццо-сопрано), выпускницы Горьковской консерватории, Зоя Орлова, Маргарита Титова (сопрано), Константин Чернышов (тенор); Анатолий Захаров (бари¬тон), Виктор Аупанов (баян), Владимир Петров (оригиналный жанр), концертмейстерами лектория работали Ираида Патрушева и Рахиль Литхен, Николай Евтюхов (чтец). Также в концертах выступал поэт Марк Сергеев Со вступительным словом в целом ряде концертов выступала и музыковед Елена Владимировна Савинцева. Затем ее традиции продолжила ее дочь, музыковед Анна Савинцева.
Первое упоминание о работе музыкального лектория филармонии содержит информацию о пяти циклах лекций-концертов для взрослых слушателей и одном для школьников (Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска, 1987, стр. 206). Из воспоминаний солистки: лектория Зои Михайлов¬ны Дмитрусенко мы узнали о том, какими; были эти программы монографические концерты «Бах и Гендель», «Бетховен», «Моцарт», «Шуман», «Русские композиторы». Певцы лектория участвовали совместно с симфоническим оркестром, образованным в 1958 году, в кон-цертном исполнении опер Бизе «Кармен», Верди «Травиата» и «Аида», Римского-Корсакова «Царская невеста», Чайковского «Евгений Онегин». Кроме того, по воспоминаниям Дмитрусенко, коллектив лектория обладал не только высоким профессионализмом и всеобъемлющим репертуаром (кроме классических произведений, романсов, песни советских композиторов), но был очень слаженным и дружным.
Шли годы, состав лектория изменялся, появи-лись новые имена. Популярны в Иркутске стали выступления дуэта в составе: Юрий Кузьмин (скрипка) и Борис Изаксон (фортепиано). Яркий артистизм и виртуозное мастерство Юрия Кузьмина удачно сочетались с безупречно чутким ощущением ансамбля в игре Бориса Изаксона. Участие пианиста в вечерах фортепианной музыки с новой стороны раскрыло его возможности в интерпретации сочинений Бетховена, Скрябина, Рахманинова и других композиторов.
С 1958 года работал в лектории солист филармонии Клим Самарин (тенор). Репертуар вокалиста Самарина настолько велик, что мог бы составить энцикло¬педию теноровых партий. В течение длительного времени Клим Георгиевич совмещал концертные выступления с организаторской работой заведующего лекторием, а затем передал бразды правления Борису Изаксону. Украшением концертных программ всегда являлись и выступление Надежды Ва-сильевой (сопрано), с изысканным вкусом исполняющей редко звучащие произведения. Лауреат всесоюзного конкурса исполнителей Александр Чудновский (аккордеон) − виртуоз высокого класса и обаятельный артист.
Неизменными участниками многих концертных программ − мастера художествен¬ного слова Рафаэль Чудинов (младший), исполнитель рассказов и стихов лоя детей, и пародист Дмитрий Иванов.
Более десяти лет в качестве лектора-музыковеда в филармонии работала Марина Токарская (музыковед, худрук Иркутской филармонии, лауреат Премии Губернатора Иркутской области, кандидат искусствоведения), выпускница Иркутского училища искусств (класс преподавателей И. О. Цахер, Е. В. Савинцевой, А. Е. Савинцевой, И. А. Чижовой) и Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Приняв эстафету от Владимира Федоро-вича Сухиненко, Ирины Чижовой и Елены Грибановой, она бережно хранила традиции Иркутского лектория, способствуя его творческому росту и обновлению, упрочению авторитета и укреплению его связей с музыкальной общественностью.
В последние годы ХХ столетия в лекторийных концертах стали принимать участие Александр Сага (гитара), Иван Казаков (гармонь) и другие артисты. Подрасло и новое поколение артистов: Роман Бурматов (гитара), Елена Акимова (форте-пиано). пианист и композитор, Дечебал Григоруца, музыковед Софья Драбкина.
Участвовали в концертах лектория также Раиса Кушакова (сопрано), Людмила Ефимова (мецо-сопрано), Клавдия Булгакова, Нина Игнатьева, Дина Калаганова, Елена Соколова, Юрий Шубин.
В течение всего времени существования лектория большую просветительскую работу вели замечательные Иркутские пианисты, преподаватели Иркутского музыкального училища Заслуженные работники культуры России Любовь Семенцова и Людмила Холодилова, профессор музыкального факультета ИГПИ, заслуженный работник культуры России Дмитрий Басков. Позже к ним присоединились Елена Папцова, Татьяна Земцова, Нина Архангельская, Наталья Барковская, Галина Непомнящая, Владимир Занин.
До сих пор в памяти благодарной иркутской публики сохранились воспоминания об исполнении цикла «Десять сонат Бетховена» дуэтом в составе: Лев Касабов (скрипка) и Любовь Семенцова (фортепиано). Заслуженный артист России Лев Касабов активно выступал в качестве солиста и руководителя камерного оркестра в программах детского лектория и в вечерних концертах.
Среди солистов лектория со второй половины 70-х годов ярко выделяется талант скрипача Леонида Мессмана, получившего образование в классе профессора Московской консерватории А. И. Ямпольского. Л. В. Мессман долгие годы был не только солистом лектория, но и концертмейстером в симфонического оркестра. Его сольный репертуар составляли более 150 сочинений. По словам дирижера Натана Рахлина, сотрудничавшего с Иркутской филармонией, игру Леонида Мессмана отличали «глубокая интел-лектуальность, природное ощущение стиля, отличный звук, подлинная культура штриха, безошибочная интуиция и академическая требовательность».
В течение 15 лет (1974-1989) лектором-музыковедом Иркутской филармонии работала выпускница Новосибирской государственной консерватории Ирина Чижова. В эти годы расширилась география выступлений лектория, тематика лекций-концертов стала более разнообразной. Увеличился и состав участников лекторийного отдела: Заслуженный артист Мордовской АССР Григорий Иващенко (баритон), Наталья Головина (сопрано), Тамара Филатова (сопрано), Нина Забелинская (сопрано), Анатолий Захаров (баритон), Клим Самарин (тенор), Лидия Янковская (орган), Леонид Мессман (скрипка), Михаил Клейн (фортепиано), Владимир Балухин (чтец). Владимир Еремеев (бас), Татьяна Моисеева (сопрано), Геннадий Моисеев (баян), Алексей Ильин (домра), Валерий Арбатский (гитара), Лидия Баязитова (сопрано), Валерий Радченко (баритон), Галина Черепа¬нова (оригинальный жанр), Рафаэль Чудинов (художественное слово), Владимир Петров (оригинальный жанр), Надежда Чудинова (художественное слово), Алексей Сопов (танцевальный жанр), концертмейстеры Ольга Холодная, Владимир Соколов, Анатолий Маркин и другие артисты.
Внутри лекторийного отдела стали выделяться творческие группы, такие как: группа для дошкольников «Солнышко» пол руководством Тамары Пружанской, эстрадный ансамбль «Ретро» под руководством Александра Чудновского, ансамбль солистов под руководством Владимира Карпенко, концерты которого вел поэт Марк Сергеев, концертная группа «Орфей» пол руководством Бориса Изаксона, Детский хора Иркутской филармонии под управлением Беллы Семеновой.
Впервые в концертном сезоне 1994-1995 гг. на-чалась работа абонементов Брасс-квинтета под управлением заслуженного артиста России Игоря Афанасьева и дуэта в составе: Юрий Кологреев (альт) и Ольга Кузнецова (фортепиано).
3 ноября 1978 года в здании польского костела открыт органный зал (филиал Иркутской филармонии). С первых дней его существования лекции-концерты органной музыки успешно проводила выпускница Московской государственной консерватории Лидия Янковская. Весной 1994 года она совместно со скрипачкой Майей Крутиковой организовала в филармонии ансамбль старинной музыки «Барокко».
С 1986 года в Иркутской филармонии работала выпускница Горьковской государственной консерватории органистка Людмила Мацюра. В настоящее время ее репертуар составляют 25 программ от старинной до самой современной музыки, с которыми она познакомила не только иркутских слушателей, но и любителей музыки в России и за рубежом (участие в Международных фестивалях в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии).
В 1995 году собирается отметить 20-летие своей творческой деятельности заслуженная артистка России Наталья Головина. Два прошлых концертных сезона были особенно плодотворны для нее: они принесли ей исполнение ведущих партий в операх «Пиковая дама» Чайковского (Иркутск) и «Сельская честь» Масканьи (Юджин, США), гастроли с ансамблем под управлением Владимира Карпенко в трех американских штатах: Орегон, Айдахо, Калифорния. В настоящее время совместно с пианистом Михаилом Клейном Н. Головина работает над обновлением абонементного цикла «Музыкальные портреты».
Сольные выступления заслуженного артиста России Михаила Клейна неизменно привлекают внимание иркутян своим высоким профессионализмом, чувством стиля и подлинным художественным вкусом.
В конце хочется добавить, что будем рады ва-шим дополнениям, воспоминаниям и фотографиям, посвященных истории нашего лектория.
По материалам Иркутской филармонии, М. Токарской, О. Тарасенко. Фото из архивов филармонии, М. Крутиковой, Н. Мессман, Л. Янковской, О. Тарасенко
ФОТО
Г. Новикова. Портрет заслуженного работника культуры, музыковеда
В.Ф.Сухиненко.1972. Х.,м.
А. Бери, К. Шмелева, З. Дмитрусенко в сцене из оперы П. И. Чайковского "Иоланта".
55 лет лекторию.Органный зал. 18 ноября 1994 года
Верхний ряд: Н. Васильева, И. Чижова, З. Дмитрусенко, Т. Филатова, Д. Калаганова, Г. Моисеев, Л. Баязитова, Р. Чудинов, Р. Бурматов.
Нижний ряд: Н. Головина, Л. Мацюра, Т. Моисеева, М. Токарская, Б. Изаксон, Е. Акимова
Ансамбль Барокко Иркутской филармонии: И Еремеев (валторна), Фокеев (флейта), М. Крутикова (скрипка), С. Коновалова (сопрано), Л. Янковская (орган), М. Преображенский (фагот, блокфлейта).
М.Крутикова.Фото Ленке Силади Szilagyi.
Вечер памяти профессора музыкального факультета ИГПИ, заслуженного работника культуры России Дмитрия Баскова.
На юбилее Баскова в школе искусств. Д. И. Басков, Л. П. Холодилова, Л. Н. Семенцова.
Заслуженный артист России Лев Касабов.
В. Жимирикин. Портрет Льва Касабова.
Л.Касабов, А.Беляев., ?..
Леонид Мессман в Иркутске. Последний концерт.
Леонид Мессман в ГДР.
Л. Янковская на концерте памяти М. Распутиной.
Л. Янковская на концерте в Ярославле.
Р. Кушакова, О. Тарасенко, З. Дмитрусенко на концерте, посвященном юбилей художника А. Зудинова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2