ПАМЯТИ З. М. ДМИТРУСЕНКО (11.02.1922-02.06.1999) −
певицы (меццо-сопрано), пианистки, педагога
Часть 1. Биография, творчество
Один за другим уходят из жизни ветераны-музыканты. Не дошли до нас записи их исполнительского мастерства, голосов, хотя в шестидесятые и начале семидесятых годов музыкальная жизнь Иркутска находилась в расцвете И часто по областному радио или телевидению можно было услышать выступление наших певцов и музыкантов. В те годы появилось множество творческих союзов, просуществовавших долгие годы. Не сохранились даже записи. Некоторые их этих имен не упоминаются и в единственном по¬ка труде кандидата искусствоведения Ирины Харкеевич, посвященном музы¬кальной жизни нашего города.
Имя и голос Зои Михайловны Дмитрусенко, певицы, пианистки, педагога, звучали по радио и телевидению в 60-е годы. О ее голосе и таланте в Иркутске писали музыковед, заслуженный работник культуры России В. Ф. Сухиненко и журналист Сергей Остроумов. Затем на долгие годы, несмотря на активную педагогическую и творческую деятельность, имя певицы забылось, записи голоса из фонда Иркутского радио стерли. И только после смерти, 2 июня 1999 года, о З. М. Дмитрусенко написали теплые воспоминания журналистка Любовь Сухаревская и театровед, заслуженный работник культуры России Арнольд Беркович.
А в 2000 году 8 июня состоялся вечер памяти в органном зале или Римско-католической церкви Успения Девы Марии. Он был приурочен к годовщине смерти моих родителей, − Зои Дмитрусенко и 80-летию со дня рождения Владимира Тарасенко, и, конечно, к 55-летию Великой Победы. В этот день вспоминали ушедших ветеранов ВОВ − контрабасиста А. П. Серебренникова, военного дирижера В. Н. Земцова, хормейстера Л. А. Пащенко.
Как писала Л. Сухаревская, «участвовать в этом концерте хотели многие. В программу попали «ученики учеников», а так¬же представители более моло¬дых музыкантских династий. Так, играли и пели Заслуженные артисты России Наталья Головина, Михаил Клейн и Николай Прошин, профессор ИГПУ Дмитрий Басков, пианист Борис Изаксон, виолончелистка Римма Граблевская, музыканты оркестра Михаил Преображенский и Андрей Карпов. Молодые династии представляли скрипачка Майя Крутикова, ее муж валторнист Иван Еремеев и их дочь пианистка Анастасия, педагог музыкального факультета педагогического университета Юлия Ушакова, ее дочери и ученики дочерей, Борис Сирота и Виталий Тюленев... Неожиданно присоединился к артистам и американец саксофонист Дэвид Уолет, ставший иркутянином. Это преподаватель школы музыкантских воспитанников и студент ИГПУ, изучающий русский язык». Здесь же и дочери В. Н. Земцова и Л. А. Пащенко − это Татьяна Земцова, Галина Чхартишвили. С благодарностью вспоминаю с каким глубоким чувством и теплом вела вечер музыковед, художественный руководитель Иркутской областной филармонии, лауреат Премии Губернатора области, кандидат искусствоведения Марина Токарская.
Как рассказывала Зоя Михайловна, «вся моя жизнь − это труд педагога. Препода¬вать я начала с десяти лет и занимаюсь с учениками до сих пор, потому что следу¬ющему поколению мне хочется передать не только школу, но и саму атмосферу, что была в начале века, в которой я и сама воспитывалась. Дома отец играл на фортепиано и еще нескольких инструментах, мать пела. Братья отца − один скрипач, другой виолончелист, кузены − художники. Все часто собирались у нас в доме и музицировали. Дяди ставили передо мной свои ноты и уже в детстве она получила серьезную подготовку по специальности концертмейстера. Правда, это продолжалось недолго: отец заболел, братья погибли на фронте. Но когда я поступила в училище, у нас образовал¬ся новый круг друзей − художники, ребята из театрального училища. Мы играли в ансамблях, ставили театра¬льные этюды...»
Зоя Дмитрусенко родилась в Дне¬пропетровске 11 февраля 1922 года, там же училась и в му¬зыкальном училище, до революции бывшем консерваторией, с связи с чем остались педагоги со старой русской школой, прекрасными тра¬дициями, строгими, неукоснительны¬ми требованиями..
«Учиться было трудно, − рассказывала мама, − с первого курса я работала концертмейстером в классах домры, виолончели, духовых. Мы собирались всем классом и безропотно ждали преподавателя. Он входил, садился за рояль, а ко второму вы¬зывал ученика. Играли мы, конечно, на память. И если спотыкались, учитель швырял ноты и выставлял нас за дверь...». Особенно была строгой педагог по вокалу, как вспоминает Зоя Михайловна, «Ольга Дмитриевна Тарловская − старая дворянка со своим мужем − художником. Она нас воспитывала, как и моя мама прививала хорошие манеры, а муж водил в музеи». Директором Днепропетровского музыкального училища был лауреат международного конкурса Оберман.
После окончания училища по двум отделениям, фортепианному и вокальному, она поступила в Горько¬вскую консерваторию, и тоже на два отделения. Каждый месяц к ним при¬езжали консультировать преподаватели из Московской консерватории или из Института имени Гнесиных, а то и ар-тисты из Большого театра. Даже я помню в свои четыре-пять лет выступления на сцене горьковского театра Галины Улановой и Сергея Лемешева. Рассматривая старый альбом, мама вспоминала годы учебы: «По вокалу я занималась у профессора Таланкина, по оперному искусству у профессора, солиста Горьковского оперного театра (а позже и Львовского), заслуженного деятеля искусств УССР О. И. Дарчука, а консультировал артист Большого театра Евгений Иванов. А вот передо мной фотографии оперного класса. Дирижером у нас был заслуженный артист РСФСР, Народный артист Карельской АССР, профессор И. Э. Шерман, а режиссер Петров приезжал из Большого театра. Мне довелось петь с таким интересным артистом как Шулъпин. Я исполняла партию Марины Мнишеек, а он − Дмитрия Самозванца. В те же годы со мной училась Александра Бери (драматическое сопрано) и Калерия Шмелева (сопрано), которые также вместе с нашей семье переехали в Иркутск. На государственном экзамене председательствовал сам заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени Григорий Гинзбург. В консерватории училась также на двух отделениях (вокальном и фортепианном), работала концертмейстером, а на четвертом курсе предложили вести класс вокала». В 1953 г. Зоя Дмитрусенко стала выпускницей Горьковской государственной консерватории по двум отделениям: вокальному и фортепианному, где после окончания несколько лет проработала преподавателем вокала и концертмейстером. Словом, образование Зоя Михай
ловна получила блестящее и своим ученикам ей было что передавать.
В 1945 году Зоя Дмитрусенко вышла замуж за тромбониста В. Т. Тарасенко (1920-1986). После войны вместе с отцом работала в передвижном (по черноморскому побережью Кавказу и в Крыму). В 1959 году отец был приглашен в Иркутск для работы в симфоническом оркестре, в котором проработал до конца более десяти лет. В 1960 году он перевёз в Иркутск и свою семью: жену Зою и семилетнюю дочь Оксану (Нану).
В Иркутской филармонии З. Дмитрусенко несколько лет работала в лектории в его прекрасном коллективе. В те времена при филармонии был очень сильный лекторий и атмосфера в нем царила дружная, очень теплая. Лектором-музыковедом в филармонии в эти годы был уникальный человек, энциклопедист, теоретик и пианист Владимир Федорович Сухиненко. В те года работали замечательные певцы − Маргарита Титова (колоратурное сопрано), Александра Бери, Раиса Кушакова (сопрано), Константин Чернышев (тенор), Анатолий Захаров (баритон). В лектории концертмейстером работала пианистка Рахиль Литхен. Иногда, кроме сольных концертов, в качестве концертмейстера выступал Дмитрий Басков, который совместно с Дмитрусенко подготовил очень драматичный и сложный в техническом плане, как вокальном, так и в инструментальном, весь цикл М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти». До конца 90-х годов запись хранилась в радиокомитете, но, к сожалению, была утрачена. В 2000-м году на упомянутом вечере баритон Николай Прошин и Дмитрий Басков исполнили две части этого вокального цикла, «Трепак» и «Полководец» как дань памяти певицы Зои Дмитрусенко. Лекторий разъезжал по городам области, школам и предприятиям Иркутска, исполняя романсы, арии и песни русских, советских и зарубежных композиторов. На концертах филармонии с симфоническим оркестром под руководством Игоря Соколова и Юрия Перцева Зоя Дмитрусенко исполняла арии из опер − Кармен (одноименная опера Ж. Бизе), Азучены и Маддалены («Трубадур» и «Риголетто» Дж. Верди), Любаши («Царская невеста», эту оперу Н. Римского-Корсакова в концертном варианте на сцене филармонии поставил И. Соколов).
18 ноября 1994 года в Органном зале Иркутской филармонии состоялся творческий вечер солистов музыкального лектория, посвященный 55-летию пропаганды музыкального искусства артистами Иркут¬ской филармонии. На этот вечер, конечно, были приглашены и ветераны сцены, в том числе и моя мама − Дмитрусенко Зоя Михайловна.
_______________________________________
Радиопередача «Музыкальная тетрадь». Автор и вед. Тарасенко О.В. 05.06.1982
Сухаревская Л. Она улыбалась и пела // СМ Номер один − 1999. − 2 июля
Сухаревская Л. Иркутские музыканты всех времен. // СМ Номер один. − 2000. − 14 июня
Беркович А. Концерт Памяти... // Восточно-си
бирская правда. − 2000
На фото: З. М. Дмитрусенко; Зоя Дмитрусенко в 20 лет; Родители: Михаил и Феодосия Дмитрусенко (справа), Мама и дочь в Одесском оперном театре
Фото из архива О. Тарасенко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев