На этом изображении показана скважина в Хайфилде, сделанная марсоходом НАСА Curiosity во время сбора образца на хребте Веры Рубин в кратере Гейла на Марсе. Буровой порошок из этого отверстия был обогащен углеродом-12. Изображение было получено с помощью камеры расположенной на руке, на 2247-й марсианский сол миссии.
Цвет на снимке естественный, т.к. марсоход находился на гематитовом хребте, белые прожилки это гипс.
Кредиты: NASA/Caltech-JPL/MSSS.
----------------
Биологическое объяснение, которое ученые Curiosity представили в своей статье, вдохновлено земной жизнью. В нем участвуют древние бактерии на поверхности, которые произвели бы уникальную углеродную сигнатуру, когда они выпустили метан в атмосферу, где ультрафиолетовый свет превратил бы этот газ в более крупные и сложные молекулы. Эти новые молекулы должны были попасть на поверхность и теперь могли быть сохранены с их отчетливой углеродной подписью в марсианских породах.
Две другие гипотезы предлагают небиологические объяснения. Один из них предполагает, что углеродная сигнатура могла возникнуть в результате взаимодействия ультрафиолетового света с углекислым газом в марсианской атмосфере, в результате чего образовались новые углеродсодержащие молекулы, которые осели бы на поверхности. А другой предполагает, что углерод мог остаться после редкого события сотни миллионов лет назад, когда Солнечная система прошла через гигантское молекулярное облако, богатое обнаруженным типом углерода.
«Все три объяснения соответствуют данным», — сказал Кристофер Хаус , ученый Curiosity из Университета штата Пенсильвания, руководивший исследованием углерода. «Нам просто нужно больше данных, чтобы исключить их».
Чтобы проанализировать углерод на марсианской поверхности, команда Хауса использовала прибор Tunable Laser Spectrometer (TLS) в лаборатории SAM которая находится внутри марсохода.
SAM нагрел 24 образца из геологически разных мест в кратере Гейла на планете примерно до 1500 градусов по Фаренгейту или 850 градусов по Цельсию, чтобы выпустить газы внутри прибора. Затем TLS измерил изотопы некоторого количества восстановленного углерода, который освободился в процессе нагревания. Изотопы — это атомы элемента с разной массой из-за различного количества нейтронов, и они играют важную роль в понимании химической и биологической эволюции планет.
Углерод особенно важен, поскольку этот элемент присутствует во всех формах жизни на Земле; он непрерывно течет через воздух, воду и землю в цикле, который хорошо изучен благодаря изотопным измерениям.
Например, живые существа на Земле используют меньший и более легкий атом углерода-12 для метаболизма пищи или для фотосинтеза, а не более тяжелый атом углерода-13. Таким образом, значительно больше углерода-12, чем углерода-13 в древних породах, наряду с другими доказательствами, позволяет ученым предположить, что они рассматривают признаки химии, связанной с жизнью. Глядя на соотношение этих двух изотопов углерода, ученые Земли могут сказать, какой тип жизни они рассматривают и в какой среде они жили.
На Марсе исследователи Curiosity обнаружили, что почти половина их образцов содержала удивительно большое количество углерода-12 по сравнению с тем, что ученые измерили в марсианской атмосфере и метеоритах. Исследователи сообщают, что эти образцы были взяты из пяти разных мест в кратере Гейла, что может быть связано с тем, что все места имеют хорошо сохранившиеся древние поверхности.
«На Земле процессы, которые производят углеродный сигнал, который мы обнаруживаем на Марсе, являются биологическими», — сказал Хаус. «Мы должны понять, работает ли то же самое объяснение для Марса или есть другие объяснения, потому что Марс очень отличается».
Марс уникален, потому что он мог начаться с другой смеси изотопов углерода, чем Земля 4,5 миллиарда лет назад. Марс меньше, холоднее, имеет более слабую гравитацию и другие газы в его атмосфере. Кроме того, углерод на Марсе может вращаться без какой-либо жизни.
«Огромная часть углеродного цикла на Земле связана с жизнью, и из-за жизни есть часть углеродного цикла на Земле, которую мы не можем понять, потому что куда бы мы ни посмотрели, есть жизнь», — сказал Эндрю Стил , Ученый Curiosity из Научного института Карнеги в Вашингтоне, округ Колумбия.
Комментарии 21