В мире кино её знали все, но не все понимали. Как эта хрупкая женщина, ростом всего полтора метра, могла управлять такими глыбами, как Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой? Ей подчинялся сам Штирлиц, и это не преувеличение. Татьяна Лиознова была режиссером, для которой не существовало компромиссов. И однажды она из-за этого потеряла любимого мужчину.
Знаете Арчила Гомиашвили? Того самого, что сыграл Остапа Бендера. У них с Лиозновой был роман, дело даже шло к свадьбе. Но как-то раз Арчил решил сделать широкий жест: завалил всю съемочную группу «17 мгновений весны» подарками, устроил банкет. Без спроса. Татьяна Михайловна была в бешенстве. А на банкете, когда кто-то предложил Гомиашвили на роль Штирлица, она вспыхнула: «Ни за что! Остап Бендер не будет играть советского разведчика!» Арчил поставил ультиматум: «Или я играю Штирлица, или мы расстаемся». Её ответ был сухим и коротким: «Значит, расстаемся». Она не могла позволить, чтобы личные отношения влияли на её работу.
"Семнадцать мгновений..." и другие чудеса
После мелодрамы "Три тополя на Плющихе" — невероятно нежного, трогательного фильма — мало кто верил, что Лиознова справится с серьезным мужским кино. А она взяла и справилась. Не просто сняла, а сделала культовое кино, которое побило все рекорды.
• Сила характера. Юлиан Семёнов, автор романа, был против сцены встречи Штирлица с женой, где герои просто смотрят друг на друга шесть минут. Но Лиознова настояла на своем, и эта сцена стала одной из самых пронзительных.
• Чёрный мундир. Форму Штирлицу она тоже придумала сама. По сюжету, он должен был носить серую форму, но Лиознова решила, что в черно-белом фильме черный мундир будет выглядеть эффектнее.
• Музыкальный слух. Эдит Пиаф в машине Штирлица пела песню, написанную много позже событий фильма. Но Лиознова хотела именно эту песню, потому что она вызывала нужный взрыв эмоций.
• Актёры как солдаты. Она "строила" всех: и Броневого, и Табакова, и Ланового. Актёры, конечно, поначалу сопротивлялись, но потом, после премьеры, с восхищением называли её "хозяйкой" и хотели сниматься только у неё.
Высшее начальство было недовольно: "Что это за фашисты у вас, с шуточками-прибауточками?" Но сериал спас сам Брежнев, который смотрел каждую серию. В итоге, "17 мгновений" посмотрело 70 миллионов человек, а через три месяца его показали снова. Это был настоящий фурор."Железный канцлер" с большим сердцем
Лиознова могла быть беспощадной на съемочной площадке. Композитор Максим Дунаевский рассказывал, что она могла с легкостью сказать актеру: "Ты бездарность!" Но в жизни она была совсем другой: невероятно душевной, с лучистыми глазами. Её фильмы были её детьми, и самым любимым из них она называла не "Штирлица", а "Карнавал". "Потому что это про нас с мамой", — объясняла она.
Лиознова была настоящим трудоголиком, но, когда брала перерыв, в нее влюблялись многие. Ей посвящали стихи, с ней хотели познакомиться летчики, писатели и политики. Она была человеком-феноменом, который умел быть "железным канцлером" в работе и невероятно нежным в жизни. До последних дней она оставалась верна себе. Болела, но отказывалась от помощи, заставляя себя вставать с инвалидного кресла. Умерла в 87 лет, оставив после себя фильмы, которые стали классикой. А вы бы хотели увидеть, как Остап Бендер играет Штирлица?
Нет комментариев