Представь: ты заказываешь такси, а вместо привычного «черно-желтого ВАЗика» тебе приезжает дедушка на «Ниве Шевроле», которая глохнет на каждом светофоре. Или вообще — трактор с надписью «Доставка до дома за 10 морковок».

Шучу, конечно. Но новый закон о локализации таксопарков в России может превратить нашу жизнь в нечто очень близкое к этому. Давай разберёмся, что происходит, и почему скоро мы все будем благодарны, если такси просто приедет вовремя.
Как всё начиналось… или «Почему я перестал спрашивать у водителя, где он взял машину» 
Когда-то давно, ещё в позапрошлом году, я заказывал такси и не задумывался, на чём меня повезут. Главное — чтобы было прохладно летом и тепло зимой. А теперь, судя по всему, нам придётся радоваться, если машина заведётся вообще.
С 1 марта 2026 года в России вступает в силу новый закон о требованиях к локализации автомобилей для такси. То есть теперь не каждая машина сможет стать частью легального таксопарка — только те, которые соответствуют определённым нормам по сборке в стране.
Иными словами, если раньше таксист мог купить почти любой автомобиль, то теперь ему нужно подобрать модель из списка одобренных государством. Как будто тебе говорят: «Можно готовить любые блюда, но только из этого набора продуктов». И в наборе — картошка, гречка и немного фантазии.


Рецепт успеха: какие машины будут работать в такси?
Вот список автомобилей, которые могут попасть в такси после 2026 года:
• Lada Granta
• Lada Vesta
• Lada Aura
• Haval Jolion
• Haval F7 / F7x
• BAIC U5 Plus
• Kaiyi E5
Все они собираются в России (или хотя бы имитируют это), и формально подходят под новые правила. Только вот ни один из этих авто нельзя назвать чем-то круче, чем твой соседский «Калина Спорт».

Автоэксперт Игорь Моржаретто даже предполагает, что разделение на классы "эконом" и "комфорт" исчезнет, потому что всё будет эконом. И не в смысле бюджет, а в смысле «пассажир должен быть благодарен, что колеса вообще крутятся».
Ошибки, которые точно кто-то повторит (или: Я так делал, пока не обжёгся)
Если ты думаешь, что законы пишутся ради нас, простых граждан — ты сладкий, как мёд, и явно не ездил на такси в час пик.


Этот закон направлен в первую очередь на поддержку отечественного автопрома и стимулирование иностранных брендов начать собирать машины здесь.
Но есть нюансы:• Производство новых моделей — это риск. Особенно когда рынок шатается, как бабушка на роликах.
• Таксопарки могут просто не найти денег на обновление парка.
• И тогда половина таксистов уйдёт в «серый» сектор, где нет требований, но есть риск встретить водителя с глазами цвета ночи и без лицензии.
Что будет с ценой поездки?
По мнению экспертов, стоимость такси вырастет, причём заметно. Потому что:
• Машины дороже → цена растёт.
• Обслуживание и ремонт местных авто не всегда дешевле → ещё прибавка.
• Уменьшение числа водителей → меньше конкуренции → ещё больше цен.
А ещё появится новый вид перевозок — не такси, но тоже по вызову. Без «шашечек», без выделенных полос, зато с меньшей ценой. Это как взять домашний бургер вместо ресторанного — возможно, вкуснее, но гарантий никаких.

Обязательная аттестация для таксистов: теперь ещё и экзамен перед рейсом! 
Скоро водители такси должны будут проходить обязательную аттестацию . Не просто знать дороги, а ещё и показывать знания правил, безопасности и, возможно, даже истории создания автомобиля.
Конечно, плюс в том, что у пассажиров повысится уровень безопасности. Но минус — это очередной барьер для водителей. Кто не сдал — ушел в «нелегалы». Кто сдал — поднял цену на поездку.
А что с комфортом?
Олег Амосов из движения «Форум такси» говорит, что в России попросту нет автомобилей, созданных специально для такси. Нет прочной подвески, нет перегородок между водителем и пассажиром, нет ничего, кроме надежды и веры в себя.
И если ты думаешь, что это смешно — представь, что ты пассажир, который пытается положить чемодан в багажник Lada Granta. Там поместится разве что пара тапочек и пакет с продуктами.


Статистика, от которой волосы встают дыбом
По данным Аналитического центра при правительстве РФ:
• Отрасль может потерять до 507 тысяч водителей (это 51% от общего числа).
• Выпадающие доходы водителей достигнут 289 миллиардов рублей.
Это, как если бы внезапно половина всех поваров решила, что готовить больше не хочет. И ты остаешься без доставки, без такси и вообще без плана на вечер.

Заключение: что дальше?
Новый закон — это, как если бы государство сказало: «Ребята, давайте все вместе будем есть только местные продукты». Хорошо, если у тебя в регионе есть хорошие овощи. А если там только картошка и капуста?
Возможно, со временем ситуация стабилизируется. Может, появятся новые модели, адаптированные под такси. Или китайцы начнут делать свои машины чуть лучше, чем сейчас.
Но пока что это больше похоже на кулинарный эксперимент, где тебе дают рецепт, а ингредиентов нет. И ты пытаешься сделать тортик из того, что есть. Получается... интересно. Но не всегда вкусно.


Сплетнюшка на десерт 

Говорят, в одном из Telegram-каналов проскочила новость, что в ближайшее время власти планируют запустить программу: «Такси — на электричестве». Но не на Tesla, а на старых «Жигулях», переоборудованных на аккумуляторы от детских игрушек. Правда или миф? Не знаю. Но если такое случится — первым звони мне. Закажем поездку, посмеёмся вместе, и, возможно, доберемся живыми.

Нет комментариев