ГГей-генетика и либеральный дискурс
Неологизм, использованный в заголовке этого раздела (равно как и слово Содом в названии всей статьи) как бы намекает, что данное научное направление вызывает у автора смешанные чувства. Это, несомненно, так и есть, и теперь время объяснить, почему.
Нам, представителям либеральной общественности, не очень понятно, зачем надо искать гены, ассоциированные с сексуальной ориентацией. Исследователи говорят, что это поможет лучше понять генетику человеческой сексуальности. Но пока они ее поймут, немало воды утечет, а тем временем широкая публика готова использовать данные науки для немедленных мировоззренческих выводов, и выводы эти не обязательно будут разумными.
Результаты в принципе могут быть такими: или гены сексуальной ориентации существуют, или нет. Интересно, что для целей мракобесия годятся оба варианта. Если генов сексуальной ориентации не существует — значит, все это просто разврат и плохое воспитание, будем перевоспитывать в особых лагерях. Если, напротив, все записано в генах, значит, геи — существа, биологически отличные от «нормальных людей». Фашистская мерзость получается и в том, и в другом случае.
Наверное, вариант, наиболее приемлемый с позиций здравого смысла — или «либеральной идеи», что более или менее одно и то же — это полигенное определение сексуальной ориентации. То есть нас бы вполне устроил такой расклад: да, есть генетические предпосылки, но результат зависит от множества генов, и никакие их комбинации не являются «предиктивными» — однозначно установить принадлежность индивидуума к ЛГБТ-сообществу по его геному невозможно. В современной науке все так удачно складывается, что, похоже, именно такой вариант и соответствует действительности. Авторы данной работы как раз настаивают, что найденные ими 4 гена нисколечко не предиктивны: даже если у кого-то есть все четыре подозрительных аллеля, он, вероятнее всего, окажется стопроцентным натуралом. Речь в любом случае идет о сравнительно невысоких вероятностях, и заметить ассоциации можно только на огромных выборках — наподобие той, что на этот раз оказалась в распоряжении ученых.
Авторы доклада, представленного на конференции, очень настаивают на том, что в ходе работы тесно контактировали с ЛГБТ-сообществом, консультировались с ним, и их результаты никоим образом не могут быть использованы мракобесами и гомофобами для их непонятных целей. В интерпретации результатов они чрезвычайно осторожны, что похвально. Оказалось, к примеру, что те же самые аллели слабо ассоциированы с депрессивными расстройствами и шизофренией. Значит ли это, что, как любят выражаться прямолинейные и недалекие люди, «гомосексуализм — это болезнь»? Да что за чушь. Просто нестандартная ориентация в наш нелегкий век не делает жизнь проще, и не удивительно, что у этой категории лиц врожденные предпосылки к психическим расстройствам реализуются чаще обычного.
А вот еще одно интересное наблюдение: у гетеросексуальных мужчин, несущих подозрительные генетические маркеры, наблюдалось большее разнообразие и частота сексуальных контактов. «А вот и механизм, дающий этим зловредным генам эволюционное преимущество!» — закричит поверхностный читатель. Но и тут исследователи непреклонны: для такого вывода, говорят они, данных недостаточно.
Итак, ученые сделали все, от них зависящее, чтобы болваны не могли использовать их работу в своих невежественных рассуждениях. К ним нет никаких претензий. Однако мы осмелимся высказать претензии к общественному запросу, порождающему подобные изыскания.
Юноша, работавший 25 лет назад в шотландской лаборатории Кима Кайзера над гомосексуальными мухами, и сам был геем. В дремучих 1990-х еще никому не казалось удивительным, что подобные юноши задают себе и мирозданию безнадежный вопрос «Что со мной не так?», и даже могут искать ответ на него методами биологической науки. А уж невежественные мракобесы, вопрошающие «Что не так с этими геями?!», изобилуют и поныне. Но, возможно, ученым не стоит принимать этот вопрос всерьез. Потому что наверняка в течение ближайшего столетия человечество дорастет до того момента, когда сама проблема покажется ему мелкой и надуманной.
Комментарии 3