Рассказываем об одной из самых влиятельных и революционных фигур авангарда XX века.
Лазарь Маркович Лисицкий (настоящее имя художника) родился в семье ремесленника-еврея под Смоленском. В юности он много путешествовал по Европе, учился на архитектурном факультете в Германии. Но после начала Первой мировой войны Лисицкий вернулся в Россию. Сблизившись с Казимиром Малевичем, он стал приверженцем супрематизма – искусства, основанного на чистой геометрической форме и её выходе в реальное пространство. Эль изобрел собственную художественную систему, которую назвал «проуны» – «проекты утверждения нового». В проунах Лисицкий создал визуальный язык новой, утопической реальности, где искусство должно было не украшать жизнь, а конструировать ее.
Его проект «Абстрактный кабинет» для провинциального музея в Ганновере стал манифестом нового музейного пространства: вместо привычной развески картин он создал тотальную среду, где зритель оказывался внутри динамического организма. Картины монтировались на вращающиеся стержни-рейки, а помещение, выкрашенное в серые и белые тона, превращалось в машину для просмотра, где искусство было не статичным объектом, а элементом меняющейся композиции. Эти идеи отразились и в проекте, который Лисицкий представил на Международной выставке печати в Кёльне в 1928 году. Эль использовал кинетические установки и сложные пространственные конструкции, чтобы донести идеи молодого государства до западного зрителя, создав образ СССР как страны технического прогресса и социального обновления.
Не менее революционным был его вклад в графический дизайн и книжное искусство. Лисицкий оформлял и конструировал книги Владимира Маяковского – сборник стихов «Для голоса» (1923) стал самым ярким примером конструктивистской типографики. Для создания этой книги Лисицкий применял новаторские приемы: монтировал иллюстрации из типографских элементов, использовал шрифты разных размеров, геометрические элементы, что визуализировало энергию и ритм поэзии. Этот же принцип он применял в своих знаменитых плакатах, например, в плакате «Клином красных бей белых!», где чистая геометрия и типографика несли пропагандистский заряд, демонстрируя, как абстрактная форма может стать оружием в идеологической борьбе.
В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Лисицкий продолжал работать в условиях наступавшего в СССР соцреализма, пытаясь адаптировать язык авангарда к официальным задачам, как, например, в проекте иллюстраций для книги о строительстве московского метро, но его утопические проекты все меньше соответствовали духу времени. Однако идеи Лисицкого о тотальном дизайне среды, интерактивности и синтезе искусств заложили основу для современных практик в дизайне, архитектуре и мультимедийном искусстве.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев