Рассказываем про путь реформатора и художника-одиночки.
Рождённый в норманнской семье, где искусство было частью домашнего обихода, Дюшан получил художественное образование и прошёл через увлечение всеми основными течениями своего времени. Он проявлял свой талант сначала в постимпрессионистских работах, а позже в полотнах в духе фовизма. Однако его ум и темперамент требовали иного.
Картина «Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2» 1912 года стала отправной точкой для смелых экспериментов Дюшана и окончательным разрывом с академическими традициями. Соединив аналитический подход кубизма с динамикой футуризма, он создал хронофотографию, визуальную формулу движения. Работа была воспринята неоднозначно, но о Дюшане заговорили — скандальный успех открыл ему дорогу в Америку.
К середине 1910-х годов Дюшан пришёл к принципиально новому методу, который навсегда закрепил за ним статус одного из главных модернистов — Марсель начал делать «реди-мейды» . Это были не скульптуры, а акты художественной воли и выбора. Дюшан брал обычные, непримечательные предметы обихода, лишал их своей первоначальной утилитарной функции и присваивал им статус «произведения искусства».
Так, например, произошло с «Велосипедным колесом» (1913). Из названия можно догадаться, что главная звезда этой работы — обычное колесо, которое Дюшан поместил на кухонный табурет. Художнику нравилось наблюдать за вращением колеса, это было для него «медитация». Ещё одним известным реди-мейдов стала «Сушилка для бутылок» (1914), купленная в парижском магазине. Она была представлена как «аппарат», лишённый практического применения, но полный эстетизма и художественной ценности, которой её наделил сам Дюшан.
Апофеозом этого метода стал «Фонтан» (1917) — фабричный писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt и отправленный на выставку. Его последующее отвержение профессиональным сообществом было частью хитрого замысла Дюшана. Он бросил вызов всему миру искусства, поставив под сомнение роль художника и того, что можно считать искусством, а что нет. В итоге год создания «Фонтана» стал переломной точкой во всей истории искусств — с этого момента идея стала важнее её материального воплощения, что позже вылилось в постмодернизм.
Главным трудом своей жизни Дюшан считал работу «Невеста, раздетая своими холостяками, один в двух лицах» (1915–1923), известную как «Большое стекло». Это не холст, а прозрачная поверхность, на которой с помощью свинцовой проволоки, пыли и лака была воссоздана «механическая» аллегория любви. Дюшан намеренно оставил работу незавершенной, а её случайное растрескивание в 1926 году он счёл элементом заранее запланированной случайности.
После 1923 года Дюшан практически отошел от создания объектов, посвятив себя шахматам. Однако он не переставал быть мистификатором — на протяжении двадцати лет втайне ото всех он работал над своей последней инсталляцией «Дано: 1. Водопад 2. Светильный газ» (1946–1966). Это была сложная ассамбляжная композиция, которую можно было увидеть только через глазок в старинной двери. Она была показана публике лишь после его смерти, став финальным манифестом: искусство — это всегда иллюзия, управляемая художником-демиургом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев