Коллекционеры боролись за его работы, а он, обретя успех при жизни, тратил почти все деньги на благотворительность. Рассказываем о загадочном художнике.
История фамилии и точный год рождения Куинджи до сих пор вызывают споры. Доподлинно известно, что Архип родился в семье обрусевшего грека-сапожника под фамилией Еменджи. Но сына записали как Куинджи — в переводе с урумского, это «золотых дел мастер». Возможно, такая фамилия досталась Архипу как дань уважения к деду — он был ювелиром.
Оставшись сиротой в раннем детстве, Куинджи не получил школьного образования (до конца жизни художник не знал грамоты) и начал работать: пас гусей, помогал дяде, который взял его под опеку, со стройкой. Но как только выдавалась свободная минута — Куинджи рисовал. Особенно сильно Архипа завораживала природа.
По легенде, самая первая выставка работ Куинджи состоялась, когда ему было всего 11 лет. Тогда он жил на кухне начальника по стройке и в свободное время расписывал стены дома углем. Хозяева не возражали и даже пригласили соседей посмотреть на художественные эксперименты Куинджи.
Талант мальчика заметил итальянец Аморетти, у которого также работал маленький Архип. По его совету Куинджи поехал в Крым учиться у Айвазовского, но не застал его и два месяца занимался с Фесслером, учеником великого пейзажиста.
В 1866 году Куинджи все же попал в мастерскую Айвазовского, но ненадолго – вскоре тот отправил письмо в Императорскую Академию художеств с просьбой принять Куинджи.
После учебы Архип посетил Валаам, где создал свои знаменитые пейзажи, один из которых приобрел Третьяков, положив начало коллекции его работ. Валаам и его северная природа стали одними из главных источников вдохновения для Куинджи.
После путешествия по Европе Архип сблизился с передвижниками и стал участвовать в групповых выставках. На одной из них появились картины «Чумацкий тракт» и «Степь в цвету», которые также приобрел Третьяков.
В 1880 году Куинджи покидает Товарищество передвижников и начинает самостоятельный путь. Его персональные выставки становятся сенсацией. «Лунная ночь на Днепре» продается великому князю Константину Константиновичу за огромную сумму — 5000 рублей.
Деньги Куинджи не копил — тратил их на благотворительность. В 1904 году он отдал в дар Академии художеств 100 тысяч рублей (примерно 60 миллионов в современных реалиях). Ялтинскому обществу художников Куинджи даровал 150 тысяч рублей. Также Архип жертвовал деньги больницам.
Картины «Лунная ночь на Днепре» (1) и «Море. Крым» (3) находятся в коллекции Русского музея. «Дарьялское ущелье» (4) в коллекции Третьяковской галереи. «Красный закат» (2) в коллекции Метрополитен-музея.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев