Тем, которые делают несчастными других для того, чтобы на их несчастье основать свое счастье.
(Из истории убиения св. царевича Димитрия)
Есть люди, которые делают несчастными других для того, чтобы на их несчастьях основать свое собственное счастье, и которые нередко и цели своей достигают. Но как вы думаете, прочно такое счастье или нет? Нет, братие, знайте, что не только непрочно, но часто и рассыпается как прах и заменяется для сделавших несчастными других и величайшими бедствиями, и, в конце концов, и сами они, и память о них погибают с шумом.
Св. царевич Димитрий, сын царя Иоанна Васильевича Грозного, жил в малолетстве с матерью своей в городе Угличе. В 1591 году в Москву неожиданно пришло известие, что царевич, по наущению Бориса Годунова, убит. Весть эта встревожила всех, но, конечно, более всего самого Бориса, думавшего убиением царевича очистить себе путь к престолу. Он тотчас назначил следствие, но посланные на оное произвели следствие пристрастно и, возвратившись с оного, сказали всем, что будто бы царевич сам, в припадке падучей болезни, накололся на нож. Посему мать царевича, обвиненная в небрежном присмотре за сыном, была пострижена в монахини и сослана; родственники царевича разосланы по тюрьмам. Из жителей Углича некоторые казнены, другие отправлены в ссылку. Таким образом преступление Бориса было скрыто, а затем, вскоре, он и на самом деле взошел на престол царский. Каково же было его царствование? Царствование Бориса, говорит история, было бедственно для русского народа и для него самого. Прежде всего он стал замечать нерасположение народа, продолжавшего считать его виновником смерти Димитрия царевича, он чувствовал себя покинутым и одиноким. Его стало тяготить бремя преступления и позора, покрывавшего его голову. Дела внешние шли неудачно, в своих заботах о просвещении России он не имел никакого успеха, крестьяне бежали с помещичьих земель. Вследствие трехлетних неурожаев распространился в России страшный голод. Чтобы не умереть с голода, бедные люди обратились к грабежам и разбоям. Шайки разбойников не только ходили по окраинам Московского государства, но и близ самой Москвы. Все усилия Бориса прекратить грабежи и разбои оказались тщетными. Народное бедствие достигло ужасающих размеров, когда к голоду присоединилась моровая язва. Подавленный народным бедствием, Борис впал в уныние. Тревожное состояние его души стало выражаться в крайней раздражительности и недоверчивости. В нем развилась необыкновенная подозрительность, все казались ему врагами. В довершение бедствий появился самозванец и большинство русских стало на стороне его, многие из них приходили бить челом ему как природному государю; донские казаки также пристали к нему, и он двинулся на Москву. Борис находился в страшном мучительном беспокойстве, он не знал, что ему делать, прибегал к ворожеям и гадателям и наконец умер скоропостижно. Но ему не дали покоя и в могиле. Самозванец приказал извлечь из собора с позором труп его и похоронить в одном беднейшем монастыре. К этому остается еще прибавить пожалуй и то, что жена и сын Бориса после его смерти были удавлены, а дочь пострижена была в инокини.
Итак, братие, правду мы сказали, что счастье, основанное на несчастье ближних, непрочно, рассыпается как прах и заменяется для сделавших несчастными других и величайшими бедствиями. В самом деле, чего, по-видимому, не доставало Борису по убиении царевича Димитрия? Преступление, содеянное по наущению его, было скрыто; Россия присягнула ему как царю, и скипетр, держава и корона русские оказались в его руках. Но что произошло? Бедствия и частные, и общественные обрушились на него, спокойствие духа отнято, ужас за ужасом всю жизнь преследовали его, и даже после смерти не дано покоя его костям. Что могло быть ужаснее сего? Да, видимо, что гнев Божий всю жизнь был на нем, а убежать от него было некуда. Ввиду, братие, этого грозного примера бегите даже от мысли делать несчастными других и на их несчастьях созидать счастье собственное. Как видите, подобное беззаконие навлекает на человека страшный гнев Божий, подвергает его страшным бедствиям и ведет и к временной и вечной погибели. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев