Как должно переносить страдания от клеветы и терпеть напрасные обиды?
(Из жизни св. Дулы, преподобного Страстотерпца)
Как вам, братие, поступать и что делать, когда вам придется страдать от клеветы и переносить обиду, и притом напрасную? Наш совет вам в этом случае вот какой: делайте то же, братие, что делали в подобных скорбях Святые Божии; поступайте так же, как поступали они, и это будет самое лучшее. Примеры их и одобрение вам дадут, и терпению научат, и как поступать при страданиях от напрасных обид покажут, и таким образом, и награду за невинные страдания обеспечат вам. Для убеждения вас в этом представляем вам сегодня один пример терпения угодника Божия, который, надеемся, подлинно уверит вас в истине слов наших.
Преподобный Дула, память коего св. Церковь совершает 15-го июня, отличался тем, что когда его унижали, злословили, поносили, тогда он всегда радовался и веселился духом. Обидевших его он виновными никогда не считал и только молился за них Богу. Это величие своей души он показал особенно при следующем случае. Один не имевший в сердце страха Божия инок ночью вошел в монастырскую Церковь и украл сосуды церковные. Затем он, никем не замеченный, снова возвратился в свою келлию и затворился в ней. Наступило утро, и, перед началом заутрени, вошедший в Церковь зажигать свечи монах, увидев пропажу всех сосудов церковных, возвестил немедленно о том игумену. Сей приказал ударить к утрени, и, когда братья собрались по окончании утрени, игумен и монах, открывший пропажу сосудов, возвестили об оной братиям. Последние сильно возмутились ею и стали рассуждать, кто же был вор. Между тем во время этих рассуждений все заметили, что одного из иноков, именно Дулы, не было в Церкви, и вот, подозрение пало на него. Монахи сказали: «Украл сосуды не кто иной, как Дула. Он всегда прежде всех приходил в Церковь, а теперь его нет». И отправились в келлию Дулы. Там они застали его молящимся и, несмотря на это, взяли и с руганием повели на собор. Дула спросил: «За что с таким позором влечете меня?» Монахи отвечали: «За то, что ты святотатец и сам наругался над нами». Преподобный же, будучи необычайно кроток, на слова братии ответил только: «Простите меня, братие, грешного». Привели его после сего к игумену и старцам, и тут явились еще клеветники. Один говорил, что он тайно от других вкушал пищу, другой, что он крал хлеб, третий, что он пил вино. Игумен и старцы поверили клевете и стали допрашивать преподобного, где он скрыл украденные сосуды. Дула сначала кротко оправдывался, но потом, увидя, что словам его не верят, умолк и только изредка повторял: «Простите меня грешного!» Игумен повелел снять с Дулы монашеские одежды и надеть на него одеяние мирское. Тут преподобный воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Ради Твоего имени облекся я в образ сей и вот, ради грехов моих, лишаюсь его!» Игумен отдал Дулу на суд эконому, и сей, будучи жестоким, наложил на преподобного оковы и начал истязать, допытываясь, чтобы Дула сознался в мнимом грехе своем. Невинный страдалец опять с кротостью отвечал: «Простите, согрешил!» Эконом, не дождавшись полного признания, бросил Дулу в темницу и написал начальнику города, чтобы он допросил и наказал мнимого святотатца. Тут для преподобного начались новые и тягчайшие мучения: слуги начальника возложили оковы на шею Дулы и с ругательством и позором повлекли его по городу. Когда же он был представлен начальнику, сей велел сначала четырем слугам бить его воловьими жилами, потом сыпать на чрево его разоженные угли и на раны его возливать уксус, смешанный с солью. Несмотря на все пытки, Дула говорил только: «Не имел и не имею я никакого серебра, и нет у меня никаких сосудов». Наконец, после страшных мучений преподобный снова был заключен в темницу. На другой день начальник города известил игумена и братию, что Дула ни в чем не сознается. Монахи явились к князю и снова стали клеветать на невинного. Начальник снова стал допрашивать его. Преподобный сказал: «Неужели, князь, ты хочешь, чтобы я сказал то, чего не было? Никогда я не буду лгать на себя, ибо знаю, что всякая ложь от диавола». Начальник, видя, что его пытки и допросы не повели ни к чему, повелел Дуле как святотатцу отсечь руки. Ни в чем не повинного страдальца повели на казнь. Но Господь, однако, не попустил совершиться ей. Укравший сосуды монах тронулся страданиями преподобного, пришел в себя и сказал: «Если не сейчас, то все равно на страшном суде мое дело обличится: что же я тогда сделаю? И какой ответ дам о сугубом зле своем – что и сосуды украл, и невинного мукам предал». И с этими словами он тотчас пошел к игумену и стал умолять, чтобы скорее кто-нибудь послан был на место казни заявить о невинности Дулы, ибо священные сосуды не он украл и они нашлись. Игумен заявил об этом начальнику города, и Дула был возвращен в монастырь. Когда же тут вполне обнаружилась невинность преподобного и открыт был настоящий вор, все монахи стали просить прощения у Дулы, говоря: «Прости, ибо мы согрешили против тебя». Преподобный же с плачем сказал им: «Меня простите отцы и братие! Воздаю вам великую благодарность за то, что вы нанесением мне маловременных скорбей от вечных мук меня избавляете и сподобляете великих благ. Но знайте, что всегда, когда вы поносили и злословили меня, я всегда радовался духом, веруя, что этим избавлюсь от того страшного стыда, который бы должен был постигнуть меня, когда придет Господь во славе Своей, и откроет тайные тьмы, и объявит советы сердечные. И всего более ныне радуюсь я тому, что пострадал невинно, ибо знаю какое великое воздаяние уготовано от Бога тем, которые терпят скорби ради Его. Одно только печалит меня сегодня, и именно того боюсь, чтобы Бог не поставил вам во грех то, что вы сделали мне. Но буду молить Бога, чтобы и вам Он подал прощение» (Чет. Мин. июня 15).
Итак, вот что вам нужно делать, братие, когда терпите от клеветы или переносите напрасные обиды: нужно поступать так же, как поступали святые Божии, т.е. вооружаться кротостью, терпением, мыслью о том, что Бог видит все и рано или поздно, но всегда откроет невинность вашу. Какого позора не принял Дула? Каких истязаний и пыток не перенес? Но, однако, и в этих страшных страданиях он духом не упал, ни на кого не возроптал, ни одной жалобы не произнес. А почему? Потому что твердая вера в Бога укрепляла его, надежда на будущее мздовоздаяние подавала ему терпение, любовь к Богу заставляла забывать и муки от истязаний. И как поступал он, так поступали и все другие, а также поступайте и вы. Узрите Бога верно, приблизьтесь к Нему надеждой, обымите Его любовью, и вас никакая скорбь не обременит, никакая клевета не обеспокоит, никакая напрасная обида не возмутит, ибо с вами будет Господь. С Господом же всегда и везде можно быть спокойным. «Если, – говорит Пророк, – я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев