3:8).
(Из жизни св. Варвара, бывшего прежде разбойника, великим же покаянием угодившего Богу)
Слово Божие говорит: «Сотворите убо плод достоин покаяния». Что это значит? Сотворить плод, достойный покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т. е. делать добрые дела, мыслить праведно о предметах веры и жить благочестиво... «Потому что, – говорит Златоуст, – недостаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель» (Мих. на Мф. 3:8). Так объясняются слова «сотворите же достойный плод покаяния», – словами же. Но нельзя ли их пояснить и примером? И это можно; и в подтверждение сего таковой пример мы сейчас и представим вам.
Святой Варвар, память которого Св. Церковь совершает 6-го мая, был прежде разбойник. Но однажды, когда он сидел над грудами награбленного им золота, благодать Божия коснулась его сердца и он помыслил: «Увы мне, грешному! Каким путем я добыл это золото? Много крови пролил, много плотских скверн соделал, много чужих имений расхитил и много зла я сотворил! Но ведь не сегодня так завтра я должен умереть; а что награбил, то кому же достанется?» И потом Варвар сказал самому себе: «Знаю, что покаявшегося со креста разбойника Христос помиловал милосердием Своим. Буду надеяться, что и меня помилует, если покаюсь. И я буду каяться, буду сокрушаться о своих грехах и милосердия Божия искать». С этими словами Варвар пошел в ближайшее село, где была церковь, вошел в нее во время утреннего пения, а по окончании утрени пал священнику в ноги и сказал: «Отче святой, не отвергни меня, грешника, пришедшего к твоей святыне, но прими мое покаяние». Священник поднял его от земли и в свою очередь сказал: «Сын мой, скажи перед Богом твои грехи, а я буду свидетелем исповедания и покаяния твоего!» Тогда бывший разбойник от чистого сердца исповедал перед ним свои грехи. После исповеди священник сказал: «Помни, чадо, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, только не отчаивайся, а ступай в дом мой и там, что я тебе прикажу, то и исполняй». Варвар сказал: «Повергся я теперь на земле перед Господом Богом моим с моими грехами, и даю обещание, что до тех пор не восклонюсь от нее, пока прощения не получу». Священник сказал: «Если подлинно, сын мой, ты даешь такое обещание, то исполни оное, и прощено будет все». Когда после этого оба они пришли в дом, священник сказал еще Варвару: «Вот, перед тобою дети мои, а вот рабы, а вот скоты и псы, выбирай, которым ты хочешь служить?» Бывший разбойник отвечал: «Я, отче, не только не считаю себя равным людям, но считаю себя хуже и псов: но поскольку как человек, обложенный телом, нуждаюсь в пище, то позволь мне со псами вкушать оную и пусть без жилища я пребуду во все дни и ночи». Священник сказал: «Ну и поступай так, как говоришь, и уповай на великое милосердие Божие». И пребыл Варвар у священника три года, не восклоняясь от земли, а на руках и на ногах, ходя по ней как зверь, питаясь вместе со скотами и со псами и пребывая вне жилища человеческого. По прошествии трех лет священник сказал ему: «Бог видит, сын мой, что ты исполняешь свое обещание, перестань же со псами есть». –«Ну, так я, отче, со скотами хочу пасомым быть!» – отвечал Варвар. И с этими словами вышел, касаясь опять руками и ногами до земли, со скотами в поле и стал питаться земными злаками. Наконец, он ушел в лес и пробыл в нем двенадцать лет, не имея даже рубища для прикрытия наготы своей. И тело его отвердело, как кора древесная, и почернело от холода и зноя, как уголь. По прошествии же двенадцати лет он получил от Бога откровение о том, что он прощен и что окончит подвиг покаяния своего смертью мученика. Последнее так и произошло, как в откровении сказано было.
Итак, и пример относительно слов «сотворите убо плод достоин покаяния» говорит то же, что и объяснение их, т. е., что сотворить плод, достойный покаяния – значит, что человеку, принесшему покаяние, нужно нравственно переменить себя к лучшему, жить благочестиво и показать и добродетель великую. Но пример дает вышеприведенным словам и подробнейшее объяснение. Так, не говорит ли он, что истинный плод покаяния обнаруживается в человеке еще и его величайшим смирением, и самораспятием, и заглаживанием прежних грехов, и величайшими подвигами? Да, как видели, говорит и сие. А если говорит, то и не преминьте на будущее время воспользоваться сим примером и постарайтесь оный, насколько возможно, приложить к своей жизни. Каким образом? Смиритесь перед Богом; представляйте себе, что вы величайшие из грешников; что вы ничего, кроме гнева Божия, не заслужили своими прежними грехами; омойте эти грехи слезами покаяния; загладьте их постом, молитвою и добрыми делами и покажите подвиги и самораспятие. Вот это и будет с вашей стороны плод, достойный покаяния, и плод, спасительный для вас. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев