Ответить на этот вопрос православному человеку нетрудно. Конечно, «самый грешный» – это я сам! Об этом и перед святой Чашей говорим, это и лейтмотив наших самобичеваний на исповеди. Но спросишь такого человека – а какова посмертная участь злого соседа, или «отбившей» квартиру родственницы – тут же ответят: гореть им в аду. И вот интересно как получается: «самый грешный» – я, но в аду гореть им… С раннего средневековья повелось с покаянием соединять не просто чувство собственного недостоинства, но ощущение крайнего своего ничтожества. Этим стремлением максимально унизить себя проникнуты и средневековые монашеские тексты, и сознание многих наших ближних. Великая гордыня –
Как понять волю Божию, есть она или нет на какое-то дело? Вопрос непростой, очень интересный и актуальный. Часто под словосочетанием «воля Божия» мы понимаем некий категорический императив, ждем, что нам откроются Небеса, и оттуда будет глас, глаголющий: «Езжай в эту поездку, Иван, тебя будут ангелы сопровождать, и Я, Господь Бог Вседержитель, тебя благословляю». Редко так бывает. В Евангелии мы слышим этот голос с небес, глаголющий в отношении Иисуса Христа: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 17), и то у нас возникает вопрос, слышал ли этот голос только Иоанн Предтеча или все окружающие ученики. Апостол Павел слышал голос (см.: Деян. 9
Комментарии 3