Святитель Фео́дор, архиепископ Ростовский ДНИ ПАМЯТИ 11 декабря 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых 19 июля – Собор Радонежских святых ЖИТИЕ КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОРА, АРХИЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО[1] В ми­ру Иоанн, пле­мян­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. В 12-лет­нем воз­расте был от­дан на вос­пи­та­ние Ра­до­неж­ско­му игу­ме­ну и то­гда же по­стри­жен им в ино­че­ство с име­нем Фе­о­дор. Под ру­ко­вод­ством свя­то­го св. Фе­о­дор быст­ро воз­рас­тал в ду­хов­ной жиз­ни и там же, в Тро­иц­кой оби­те­ли, при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. Ко­гда мо­ло­дой по­движ­ник от­крыл ду­хов­но­му от­цу свое же­ла­ние ос­но­вать осо­бую об­ще­жи­тель­ную оби­тель, пре­по­доб­ный Сер­гий, про­зре­вая в уче­ни­ке сво­ем ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, бла­го­сло­вил его из­брать ме­сто для но­вой оби­те­ли. Св. Фе­о­дор об­лю­бо­вал на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки ме­стеч­ко Си­мо­но­во, и пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­хо­дил по­смот­реть и бла­го­сло­вить вы­бран­ное ме­сто. Здесь пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а в 1380 г. в ней бы­ли по­гре­бе­ны ге­рои Ку­ли­ков­ской бит­вы – схи­мо­на­хи Алек­сандр и Ан­дрей. Но­вый мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Си­мо­но­вым. Бу­дучи игу­ме­ном Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­ской жиз­нью и вос­пи­тал мно­гих по­движ­ни­ков, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский и пре­по­доб­ный Фе­ра­понт Лу­жец­кий (Мо­жай­ский). Глу­бо­кий ум и мо­на­ше­ские по­дви­ги свя­то­го снис­ка­ли ему все­об­щую лю­бовь, а свя­той князь Ди­мит­рий Ива­но­вич Дон­ской из­брал его сво­им ду­хов­ни­ком и ча­сто по­ру­чал ему важ­ные цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла. Так, в 1381 г. свя­той ез­дил в Ки­ев для при­гла­ше­ния на Мос­ков­скую ка­фед­ру свя­ти­те­ля Ки­при­а­на; в 1383 г. с важ­ным цер­ков­ным по­ру­че­ни­ем был в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1388 г. пре­по­доб­ный Фе­о­дор вновь пу­те­ше­ству­ет в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам Рус­ской Церк­ви и воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го. В те­че­ние недол­го­го управ­ле­ния Ро­стов­ской епар­хи­ей он ос­но­вал в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь и управ­лял им до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 но­яб­ря 1394 г. Свя­ти­тель был хо­ро­шим ико­но­пис­цем и за свою жизнь на­пи­сал мно­го икон, в том чис­ле и об­раз пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре Ро­стов­ско­го Крем­ля. МОЛИТВЫ Тропарь святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 4 От ю́ности твоея́ до́бре воспита́вся труда́ми,/ воздержа́нием, посто́м и моли́твами,/ чисту́ и непоро́чну сотвори́л еси́ ду́шу твою́./ Сего́ ра́ди на престо́л святи́тельства сел еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая, просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х, о́тче наш святи́телю Фео́доре,// и ны́не моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша. Перевод: С юности твоей прекрасно воспитанный трудами, воздержанием, постом и молитвами, чистой и непорочной сделал ты душу твою. Потому на престол святительства взошел и, как яркая звезда, просвещаешь сердца верующих лучами чудес твоих, отче наш святитель Феодор, и сейчас моли Христа Бога, да спасет души наши. Ин тропарь святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 5 От ю́ности, прему́дре, приле́жно подвиза́вся,/ и извеще́нием Свята́го Ду́ха/ превели́кую оби́тель воздви́же Пресвя́тей Богоро́дице/ в похвалу́ Рождества́ Ея́,/ струя́ми же слез твои́х безпло́тныя враги́ погрузи́л еси́/ и жития́ твоего́ целому́дрием со а́нгельскими ли́ки совокупи́вся,/ преподо́бне о́тче Фео́доре,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́/ спасти́ся душа́м на́шим. Перевод: С юности, премудрый, прилежно подвизался и по благословению Святого Духа превеликую обитель воздвиг Пресвятой Богородицы в честь Рождества Ее, потоками же слез твоих бесплотных врагов потопил ты и жития твоего целомудрием соединился с собранием ангельским, преподобный отче Феодор, с ними же Христа Бога моли о спасении душ наших. Кондак святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 2 В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже кре́пкий адама́нт во у́твари,/ по вся дни и но́щи пред лице́м Бо́жиим светя́ся моли́твами,/ и́хже ра́ди трудо́в Незаходи́маго Све́та сподо́бився,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние/ к ро́ждшемуся от Святы́я Де́вы Христу́ Бо́гу на́шему,// Его́же моли́ непреста́нно о всех нас. Перевод: В молитвах пред Господом предстоя, как крепкий алмаз в украшении, во все дни и ночи перед лицом Божиим светясь молитвами, ради трудов удостоившись Незаходящего Света, и имея дерзновение к родившемуся от Святой Девы Христу Богу нашему, моли Его непрестанно обо всех нас. Величание святителю Феодору, архиепископу Ростовскому Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Фео́доре,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
    1 комментарий
    7 классов
    О, если бы мы обращали внимание на последствия наших грехов или добрых наших дел! Как мы были бы тогда осторожны, бегая греха, и как были бы ревностны на добро. Люби ближнего как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и ненавидя ближнего, прежде всего делаешь вред себе, прежде всего ненавидишь свою душу. Ты это по опыту знаешь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
    1 комментарий
    28 классов
    ПРОПОВЕДЬ ДНЯ СРЕДА Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). О всеоружии Божием, Еф.6:10-12. ПЯТНИЦА 10 декабря   Рождественский пост Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 10–12). Наша брань не против крови и плоти, то есть не против людей, но против начальств, против властей. Против каких начальств, каких властей? Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего. Всякая тьма, которую видите в жизни человеческой, это дело их рук, это дело того князя, господствующего в воздухе, о котором в другом послании говорит св. апостол Павел. А кто этот князь, господствующий в воздухе? Это сам сатана, это диавол. Господствует он над огромным множеством сердец. И вот именно против него, против его ангелов тьмы, против духов злобы поднебесных велит нам св. Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его. Сами мы не в силах, совсем не в силах бороться с этим страшным князем, господствующим в воздухе. Если бы были предоставлены своим собственным силам, то пали бы мы от злобы его. Только тогда можем бороться, если укрепимся «Господом и могуществом силы Его». Нам надо облечься «во всеоружие Божие, чтобы... можно было стать против козней диавольских». Только тогда, когда облечемся во всеоружие Божие, когда не на свои силы будем надеяться, только тогда устоим против козней его. А какие это козни его? Это все то, чем стремится он погубить нас, отвлечь от веры в Бога, отвлечь от пути спасения, указанного нам Господом Иисусом Христом. Он и его ангелы, духи тьмы, только тем и заняты, чтобы нас губить. Против всех людей, а в особенности против нас, христиан, строит он козни, чтобы погубить нас. Никого из нас не оставляет в покое. Ко всем нам посылает своих бесов, чтобы они нас направляли на путь погибели, на путь служения своим похотям и страстям, на путь нечестия и даже богохульства. Это сильные, опасные и страшные враги. А разве не понимаете вы, что всякий враг тем опаснее, чем менее думаем о нем, чем менее следим за ним, чем менее замечаем его. И, напротив, он тем бессильнее, чем строже, чем более неутомимо всегда следим за ним, за всеми его кознями, за всеми действиями и начинаниями, направленными на нашу погибель. А как бесчисленно много людей, никогда не помышляющих о князе, господствующем в воздухе! И не только не помышляющих, но даже не верящих в его существование. Ибо все те, кто не верит в Бога, конечно, не верят и в диавола, в его существование; нисколько не заботятся о его нападениях; нисколько не остерегаются его страшных слуг. А этого ему только и надо, ибо если человек беспечен и в Бога не верует, о сатане ничего знать не хочет, то такой несчастный становится весьма легкой добычей его, ибо враг незамеченный – самый опасный враг. И всякая несчастная женщина, до мозга костей лживая и похотливая, и всякий несчастный мужчина, пьяный часто, если не всегда, становятся легкой добычей бесов, духов злобы поднебесных. Им ничего не стоит таких погубить окончательно. А есть и такие несчастные, которые всю жизнь проводят в преступлениях, в разбоях, в грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях, которые никогда не помышляют ни о Боге, ни о диаволе. Об этих сатане не стоит и заботиться: они уже сами погубили себя. Они настолько увязли в грехах, что не надо их соблазнять, наталкивая на грех. О таких забот у диавола немного, ибо они самая легкая его добыча. А что сказать о нас, христианах, которые в Бога веруют, которые не сомневаются в существовании диавола и бесов, которые слышали и помнят слова апостола Павла о князе, господствующем в воздухе, – что скажу о них? Их искушают бесы повседневно, их толкают и на блуд, и на сребролюбие, и на тщеславие, их толкают на служение своим страстям и похотям. И если не будут такие несчастные бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить их – то горе им. А таких большинство. Есть еще и третьи: есть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его. Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, беспечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются. Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего. На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им не трудно нас бороть, толкать на путь порока. А со святыми, с теми, которые жизнь посвятили Богу, им очень трудно. Слабых и беспечных из нас бесы поборают весьма малозаметно для нас. Нам они никогда не являются, мы их не видим, не знаем, не знакомы с ними. Не то, совсем не то со святыми, с великими подвижниками добра. Для них оставаться незамеченными ни бесы, ни сам диавол не могут, ибо они самым неустанным образом следят за своим сердцем, за всем, что всевают диавол и ангелы его в сердца их. Они умеют очень тонко различать все хитрости диавола, и ему просто и легко их не побороть. Он старается обычно побороть их не низшими страстями, а страстями высшего порядка: он губит их иногда гордостью духовной, тщеславием, самопревозношением и честолюбием. Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные – что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми. В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас. Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп. Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13). Как воин, идущий в сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, – станьте смело против этих окаянных бесов, станьте, препоясавши чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой, – и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 14–15). О, только те, кто полон праведности, у кого много, много добрых дел и духовных подвигов, одеты в эту броню, столь страшную для бесов. Не войну, не кровопролитие, не насилие провозвещая, а мир, святой Божий мир, апостол Павел говорит в послании Римлянам словами великого пророка Исаии: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15) – даже ноги их прекрасны. А теперь, когда так мало мира на земле, когда готовится третья небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо как нельзя более обуть ноги наши в готовность благовествовать мир, нужно восстать всеми силами души против тех интервенций, против тех агрессий, которые терзают так страшно вовлеченные в борьбу народы. О, как теперь в особенности надо, чтобы везде и всюду было явно, что только о мире мы помышляем, что мы ненавидим всем сердцем войну, кровопролитие, истребление людей. «...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...». Раскаленные стрелы пускают в сердце наше бесы непрестанно и ранят и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит, крест Христов, ибо с ним получаем мы власть противостоять и диаволу, и бесам. И эту власть явим тогда, когда будем воодушевлены глубокой верой в Бога и беспредельной любовью ко Христу. Пред этим щитом трепещут окаянные бесы, трепещет и их глава – сатана. «...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16–17). Наденьте шлем, духовный шлем – не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола. А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила? Вот что говорит св. Павел: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия. Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный – слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?! А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди. Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие. Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом. Аминь. 21 января 1951 г.
    1 комментарий
    22 класса
    Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни мене, заблуждающего человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня! Молитва св. прав. Иоанна Кронштадского
    1 комментарий
    6 классов
    Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» пусть всегда сопровождается плачем. Святитель Игнатий Брянчанинов.
    2 комментария
    34 класса
    ПРОПОВЕДЬ ДНЯ СРЕДА Прот. Евгений Горячев.В день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Во имя Отца и Сына и Святого Духа Какая бы величайшая Святыня не была у народа, в какое бы сверхвеликое паломничество мы не отправлялись, или не отправляли свою Святыню, я подразумеваю такую подводную лодку, на которой мощи проплывают вокруг исторических границ родины, или космический корабль, на котором икона «Знамение» вращается вокруг нашей планеты. Какие бы действия мы не совершали, если у нас, как у народа, тоже самое поведение, что у суздальцев или у Офни и Финееса то нас ждет тот же результат. В лучшем случае, это результат новгородский и суздальский – мы просто разбежимся, в худшем – нас ждет то же, что и израильтян – потеря и жизни, и святыни. Основание нашей веры – Откровение Божие, которое исторически отливается в две равновеликие формы – Предание и Писание. Говорит ли о сегодняшнем Празднике Предание? – Да. А Писание? – Как ни странно, тоже.. Предание включает два рассказа: один о событии, оформившем саму причину появления этой иконы как таковой, другой о нашей русской иконе «Знамения» в частности. Никон Рклицкий в Жизнеописании митр. Антония Храповицкого упоминает первый рассказ…Речь идет о раннехристианской общине, в которой Божия Матерь пользовалась особым почитанием. Иудеи, зная об этом этом, и желая, чтобы «назорейская секта» исчезла, подкараулили Ее как-то в одну и решили убить; но казнить без суда вовсе им препятствовал их же закон, поэтому они решили (чтобы хотя бы как-то формально исполнить приговор религиозного суда прежде, нежели побить Ее камнями) задать ей вопрос: «чем докажешь, что Ты – Матерь Благословенного?» Ничего не ответила Пресвятая, только воздела руки к небесам и в этот момент на Ее одеждах изобразился Богомладенец. Посрамленные и напуганные этим чудом вопрошавшие скрылись. Вторая история связана с событиями русского средневековья, которые всем нам хорошо известны. И там и там были русские люди (суздальцы, новгородцы) и там и там были православные христиане. Но одни видимо настолько основательно забыли про все это, что даже выставленная на городскую стену святыня, не могла отрезвить их, пробудить от мировоззренческой и культурной амнезии…  Итог – стрела пущенная в икону почти уже побежденных, обращает в паническое бегство и поражение почти уже победивших.. И это конечно знамение!.. Теперь, что касается Писания. В 1‑ой книге Царств есть рассказ о двух священниках патриотах, которые верили, что знамение подобное «новгородскому» всегда возможно как принцип (именно как принцип, а не потому что они предвидели то, что произойдет спустя тысячелетия, в иной культуре и на другом континенте). Они верили, что для подобного знамения достаточно лишь механического обладания святыней… Достаточно лишь крестного хода с Ковчегом Завета в район боевых действий и враги сразу же разбегутся, но вышло иначе… Как известно Офни и Финиес погибли, а святыня оказалась у филистимлян… И это тоже знамение! Библейское знамение на ту же самую тему… Почему? Да потому, что подлинные и Предания, и Писания, дорогие отцы, братья и сестры, всегда об одном и том же! Бога нельзя заставить Его можно только просить! И успех этих просьб зависит не столько от величины имеющейся у кого-то святыни, сколько, простите за вульгаризм, от нравственной «начинки» самих просителей.. Церковный Праздник, посвященный сегодняшней истории (во всех ее ракурсах) учит нас немногим, но очень важным вещам: воздетые руки Моисея или Божией Матери, могут быть легко скопированны как личные ритуальные действия и священником и мирянином, но (сколько не повторяй «иже херувимы», сколько не воздевай при этом руки.., Бога одними словами и жестами не убедишь…). тоже самое можно сказать и о ритуальных действиях общественного характера. Какие бы мощи и иконы нам как народу не принадлежали, в какие бы «сверх-священные паломничества и крестные ходы сами мы как национальная общественная группа не отправлялись или, наоборот, не отправляли бы свои святыни. На подводной ли лодке вокруг морских границ своей родины, на космическом ли корабле вокруг земли и т. д. Все это конечно можно сделать и постоянно делается… Только вот результат всегда непредсказуем. А иначе откуда бы в нашей святоотеческой письменности появилось бы знаменитое слово-приговор святителя Григория Нисского – с весьма и весьма эпатирующим названием:“Слово против тех, кто ездит на Святую Землю»… Если в сердцах и делах русских людей вообще и церковных людей в частности будут прослеживаться те же тенденции, что и в жизни двух ветхозаветных «патриотов» или целых армий средневековых суздальцев с их псевдосвященным общественными начинаниями, результат у нас, я думаю, будет в лучшем случае, как у суздальцев, а в худшем как у израильтян, лишившихся после своего дерзкого крестного хода и жизни и святыни!.. Впрочем сегодняшний праздник звучит для нас как бы от лица тех, у кого в истории все получалось правильно, а это значит, что надежда на то, что и у отдельного человека, и у отдельного народа все еще может получиться, – всегда остается! Аминь.
    1 комментарий
    72 класса
    3 комментария
    48 классов
    ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЧЕТВЕРГ Старый стиль 28 ноября 11 декабря   Седмица 27-я по Пятидесятнице Рождественский пост Постный календарь. Глас 1-й  Прмч. и исп. Стефа́на Нового (767) мч. Ирина́рха Севастийского и святых семи жен (303) Свт. Фео́дора, архиепископа Ростовского (1394) мчч. Стефа́на, Васи́лия, Григо́рия, другого Григо́рия, Иоа́нна и иных многих (VIII)  Сщмч. Серафи́ма (Чичагова), митрополита (1937) сщмчч. Алекси́я Веселовского, Алекси́я Смирнова, Васи́лия Завгороднего, пресвитеров, прмчч. Рафаи́ла (Тюпина), иеромонаха, Вике́нтия (Никольского), монаха и мц. Ани́сии Маслановой (1937) мц. Параске́вы Федоровой (1938) сщмч. Николая Крылова, пресвитера (1941) Обре́тение мощей прп. Се́ргия (Сребрянского), исп. архимандрита (2000) Чтения Священного Писания 1Тим.6:17-21 (зач. 289). Лк.20:9–18 (зач. 100) Прмч.: 2Тим.1:8-18 (зач. 291). Мф.10:23–31 (зач. 37).   Если совершается полиелейная служба сщмч. Серафима, то на утрене читается Мф.10:16-22 (зач. 36), а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим.8:28-39 (зач. 99). Лк.21:12–19 (зач. 106). Богослужебные чтения дня  Цитата дня из Библии Библия за год
    1 комментарий
    8 классов
    Преподобный Али́пий Столпник, Адрианопольский Дни памяти 9 декабря Житие Пре­по­доб­ный Али­пий Столп­ник ро­дил­ся в 522 го­ду в г. Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии. Мать его, бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка, ра­но ов­до­ве­ла и, зная о Бо­же­ствен­ном при­зва­нии сы­на, по­ру­чи­ла его вос­пи­та­ние Фе­о­до­ру, епи­ско­пу Адри­а­но­поль­ско­му. Во вре­мя рож­де­ния сы­на мать ви­де­ла чу­дес­ное ви­де­ние, вся ком­на­та бы­ла на­пол­не­на Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем – это бы­ло пред­зна­ме­но­ва­ни­ем бу­ду­щей пра­вед­ной жиз­ни Али­пия. За бо­го­угод­ную жизнь епи­скоп по­свя­тил св. Али­пия в сан диа­ко­на. Од­на­жды пре­по­доб­но­му, со­про­вож­дав­ше­му сво­е­го вла­ды­ку в Кон­стан­ти­но­поль, яви­лась в сон­ном ви­де­нии св. му­че­ни­ца Ев­фи­мия и ска­за­ла, чтобы он воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну и на ме­сте за­бро­шен­но­го язы­че­ско­го клад­би­ща ос­но­вал цер­ковь в честь ее свя­то­го име­ни. Пре­по­доб­ный ис­пол­нил Бо­же­ствен­ное ука­за­ние и по­ло­жил на­ча­ло по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Ря­дом с хра­мом, под от­кры­тым небом, на вер­ху язы­че­ско­го гро­ба свя­той со­ору­дил се­бе столп, на ко­то­ром под­ви­зал­ся 53 го­да в непре­стан­ных мо­лит­вах к Бо­гу, по­учая и на­став­ляя мно­гих, при­хо­дя­щих к нему. Жив­шие на язы­че­ском клад­би­ще бе­сы ис­ку­ша­ли по­движ­ни­ка, но по­беж­ден­ные мо­лит­вой и стой­ко­стью свя­то­го, на­все­гда по­ки­ну­ли это ме­сто. За свои по­дви­ги из­бран­ник Бо­жий удо­сто­ил­ся бла­го­дат­но­го да­ра про­ро­че­ства, из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния неду­гов. Лишь за 14 лет до смер­ти свя­той не смог боль­ше сто­ять и из-за бо­лез­ни ног ле­жал на бо­ку, без­ро­пот­но пе­ре­но­ся тяж­кие стра­да­ния и сми­рен­но бла­го­да­ря Гос­по­да. По­сте­пен­но око­ло стол­па воз­ник­ли два мо­на­сты­ря: муж­ской и жен­ский, в ко­то­рых пре­по­доб­ный ввел стро­гие мо­на­ше­ские уста­вы и управ­лял ими до сво­ей кон­чи­ны. По­чил пре­по­доб­ный Али­пий в 640 г., в воз­расте 118 лет.  Тропарь преподобному Алипию Столпнику , глас 1 Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ Ио́ву во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниях,/ и Безпло́тных жи́тельству сый в телеси́,/ Али́пие о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим. Перевод: Терпения ты был столпом, подражавший праотцам, преподобный, Иову - в страданиях, Иосифу - в искушениях, и бесплотных (ангелов) житию, находясь в теле, Алипий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Ин тропарь преподобному Алипию Столпнику , глас 4 Стра́шен и непристу́пен показа́лся еси́ бесо́м вои́стину,/ уязвля́я сих ра́ною свяще́нных твои́х моли́тв/ и дале́че отгоня́я ополче́ния страстна́я посто́м/ и колеба́ющимся был еси́, всеблаже́нне, непрекло́нное утвержде́ние,/ Али́пие преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим. Перевод: Ты поистине был страшен и неприступен для бесов, нанося им раны священными твоими молитвами и далеко отгоняя ополчения страстей постом, для колеблющихся ты был, всеблаженный, непоколебимым укреплением, Алипий преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших. Кондак преподобному Алипию Столпнику , глас 8 Я́ко доброде́телей вину́ и по́стников удобре́ние,/ Це́рковь сла́вит тя днесь и воспева́ет, Али́пие:/ моли́твами твои́ми пода́ждь/ чту́щим любо́вию до́блести твоя́ и боре́ния/ лю́тых прегреше́ний избавле́ние,// я́ко тезоимени́тый. Перевод: Как добродетелей источник и постников украшение, Церковь прославляет тебя сегодня и воспевает, Алипий: молитвами твоими подай почитающим с любовью мужество твое и подвиги, тяжких прегрешений прощение, как тезоименитый (Алипий с др.-греч. Αλύπιος – беспечальный) .
    1 комментарий
    30 классов
    И когда стоишь пред лицом Владыки, то крепко помни, что все прошения твои, если они полезны, Он исполнит. Преподобный Силуан Афонский
    3 комментария
    66 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
  • Класс
Фото
Фото
  • Класс
Фото
Фото
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё