3 комментария
    185 классов
    ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК Алекси́й (Гаврин), монах Дни памяти 10 декабря 1 июня (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Житие Преподобномученик Алексий родился в 1883 году в селе Пичаево Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Гаврина, который, как знавший хорошо грамоту, был в селе писарем. Алексей окончил церковноприходскую школу. Будучи призван в армию, он служил в 7-м запасном Кавказском полку, квартировавшем в городе Тамбове. Здесь он окончил в 1905 году военно-ветеринарную фельдшерскую школу. Впоследствии, благодаря полученному образованию, работал ветеринарным фельдшером. В 1916 году Алексей Петрович переехал в Москву и поселился на Донской улице, неподалеку от храма Ризоположения. В тридцатых годах настоятелем храма был протопресвитер Александр Хотовицкий, духовный отец Алексея Петровича. В начале двадцатых годов Алексей Петрович тяжело заболел, и посещавший его иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иаков (Шеманов) предложил ему принять монашеский постриг. Алексей Петрович согласился и был пострижен отцом Иаковом в монашество. После пострига его здоровье поправилось. И до пострижения в монашество он вел благочестивую жизнь, а теперь, став иноком, усугубил подвижнические труды и за свое благочестие стал известен многим верующим: одни приходили к нему испросить совета в вопросах христианской жизни, а крестьяне подмосковных селений приходили к нему, зная его и как хорошего ветеринара. В 1937 году вместе с массовым уничтожением духовенства и верующих власти стали преследовать любое почитание святыни и арестовывать тех, кто почитал не прославленных еще тогда Православной Церковью подвижников и ходил молиться на их могилы. Так были арестованы многие почитатели иеросхимонаха Аристоклия, погребенного на Даниловском кладбище, и протоиерея Валентина Амфитеатрова, погребенного на Ваганьковском кладбище. Среди других 22 октября 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и монах Алексий. На допросе монах Алексий, отвечая на вопросы следователя, сказал, что среди лиц, «которые приходят ко мне за медицинской помощью или с вопросами в отношении того, как вылечить скотину, я проводил небольшие душеспасительные беседы и чтение книг духовного содержания. Говорил по этому вопросу и с верующими, посещающими церковь, и на улице». – Следствие располагает данными о том, что вы, беседуя с верующими по вопросам Священного Писания, выражали недовольство советской властью в ее отношении к религии и высказывали по этому вопросу антисоветские настроения. Дайте показания по существу вопроса? – потребовал следователь. – В беседах с верующими я выражал недовольство тем, что советская власть проводит гонение на религию, закрывает церкви, арестовывает духовенство, и в связи с этим говорил, что власть антихристова долго существовать не будет, скоро придет такое время, когда снова будет царствовать православная вера и Церковь. Я призывал верующих к тому, чтобы они своим смирением и любовью к Богу укрепляли Церковь и являлись верными ее последователями. Нужно сказать, что это кое-какое влияние имело. Несмотря на испытания, которые сейчас переживает Церковь, храмы посещают и старики, и люди среднего возраста, и молодежь. Я принял монашеский постриг и в меру моих сил и здоровья старался укреплять веру среди людей. – Кто и в каких целях вас посещал на квартире? – спросил следователь. – На квартире меня посещали очень многие из близлежащих селений около Москвы, из села Коломенского, Новинки-Раменки, Воробьевых гор, Гладышева, Семеновского, Черемушек, Дальнего Беляева, Воронцова и других селений. Люди обращались ко мне за советами. – За какими советами обращались к вам крестьяне вышеуказанных селений? – Меня знали как ветеринарного фельдшера и обращались ко мне, чтобы я оказал помощь заболевшему скоту. Я не отрицаю, что ко мне обращались и за советами другого порядка – идти ли в колхозы, спрашивали, когда кончится советская власть, и так далее. На вопросы о колхозах я говорил, чтобы в колхозы не входили, о советской власти говорил, что она скоро должна погибнуть, потому что ею многие недовольны. 21 ноября 1937 года следствие было закончено. Монаха Алексия обвинили в том, что он среди «окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию, в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничество». 23 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Монах Алексий (Гаврин) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7». Тверь. 2002. С. 197–199 Источник: fond.ru
    2 комментария
    70 классов
    Святитель Фруме́нтий, архиепископ Индийский (Эфиопский) Дни памяти 13 декабря Житие Жизнь и труды апостолов – Св. Фрументий, просветитель Абиссинии В конце царствования Константина Великого один любознательный тирский купец – христианин, по имени Меропий, отправился путешествовать в Индию[1], и другие страны по берегам Чермного моря. У Меропия были два племянника: Фрументий и Едессий, которых он взял с собою, желая познакомить и сих юношей с неизвестными им странами, иной природой, нравами и обычаями других народов. Когда они плыли по морю, то неблагоприятным ветром и сильным волнением корабль их прибило к Ефиопии, населенной дикими варварами, которые и захватили в плен путешественников. Одних они убили, других потопили в море. Сам Меропий был убит, а его племянники Фрументий и Едессий оставлены были в живых и отправлены в город Авксум, в дар царю Ефиопскому. Царю понравились оба юноши и он пожелал оставить их при дворе своем. По приказанию царскому для обучения юношей были приставлены особые надзиратели и учители с тем, чтобы после обучения юношам можно было дать должности при дворе. Будучи с детских лет просвещены Христовой верой, Фрументий и Едессий быстро возвысились по уму и образованию пред всеми, окружавшими царя, и вскоре сделались лицами сильными и влиятельными при дворе его. Еще большей чести они удостоились по смерти царя, когда на престол Ефиопии вступил его малолетний сын Айзан. В воспитатели Айзана был избран Фрументий. Тогда Фрументий вместе с братом Едессием, имея большее влияние на всю страну, могли свободно исповедовать свою веру. В то время завязали торговые сношения с Ефиопией некоторые римские и греческие купцы, по большей части – христиане. Едессий и Фрументий знакомились с приезжавшими по торговым делам купцами и устраивали с ними богослужебные собрания, для которых они построили небольшую церковь. Вместе с тем и ефиопляне мало-помалу знакомились от Фрументия и Едессия с христианскою верою и усвояли понемногу истины христианской веры и нравственности. Между тем Айзан вырос. Тогда Едессий и Фрументий стали просить царя отпустить их на родину. Айзан после некоторого колебания позволил им оставить Ефиопию. Получив позволение, Фрументий и Едессий с первым же кораблем отплыли в Грецию. Едессий, прибыв в Грецию, отправился к себе на родину, в Тир, разыскивая своих родителей, чтобы с ними уже более не разлучаться до конца дней. Но не с тем же намерением оставлял Эфиопию Фрументий. Он успел привязаться к этой стране, которая по устроению Божию стала его второю родиною. Он желал пламенно, чтобы страна эта сделалась родственною ему и по вере. Поэтому Фрументий предпочел радостям родственного свидания высшую духовную радость, уневестив Христу новую церковь Абиссинскую. Вдохновляемый такими святыми мыслями, Фрументий направился вместо Тира в Александрию, где тогда был епископом святой Афанасий Великий, ревностный поборник Церкви Христовой. Придя к святому Афанасию, Фрументий подробно рассказал ему всё, что пришлось испытать ему с Едессием в Абиссинской стране, начиная с чудесного промышления о них в плену у варваров, жестоко истребивших Меропия и остальных с ними христиан. Он объяснил великому святителю, что эти варвары после уже не чуждались христиан и даже вникали в их жизнь и учение, и теперь легко могли бы быть просвещены светом Христовой истины. Для сего почва уже подготовлена и страна сия жаждет, чтобы явился сеятель. Поэтому Фрументий горячо просил святителя теперь же послать в Ефиопию епископа и клир. Выслушав это повествование Фрументия, святой Афанасий уразумел в судьбе сих братьев дивное промышление Божие ради обращения ко Христу ефиоплян. При этом его озарила мысль, что лучше всего поставить епископом в Ефиопию самого Фрументия, успевшего близко изучить нравы, обычаи и язык жителей той страны и заслужившего там почтение и любовь. Тогда блаженный Афанасий сказал Фрументию: – Кто же среди нас лучше тебя может разогнать мглу язычества и принести туда зарю божественного благовестия. После этого Фрументий был рукоположен святым Афанасием во епископа и с апостольскою ревностью отправился вновь в Ефиопию просвещать язычников. Прежде всего он стал убеждать самого царя Айзана принять Святое Крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами Фрументия и в глубине души склонный принять веру своего учителя, с сердечной верой внимал проповеди его о Воскресшем и крестился во Имя Христово. За ним крестились и многие из приближенных царя. Господь удостоил сего равноапостольного угодника Своего дара чудотворений; святой Фрументий силою Имени Христова исцелял бесноватых и одержимых различными недугами. А тех, которые своими мудрованиями отрицали Христово учение и не хотели верить благовестию святого Фрументия, он предавал власти сатаны, "чтобы дух был спасен", по апостолу[2]; иных же из упорствующих поражал сухотою всего тела, а на других наводил ослепление очей. При таких внезапных грозных знамениях, происходивших по слову угодника Божия, даже упорные из язычников преклонялись пред ним и, исповедуя Христа Сына Божия, получали от Фрументия исцеление и были крещены. Народ удивлялся силе благовестия проповедника, и сам царь невольно воскликнул: – Столько лет ты с нами жил, и мы не видали от тебя никакого чуда! Откуда же теперь дана такая благодать, и притом в короткое время!? Блаженный же Фрументий отвечал на это царю и всем окружавшим и близко знавшим его: – Не мой это дар, честные други Христовы, но дар священства от Самого Господа Христа. Уже давно я видел ваше доброе намерение и расположение к принятию Христа. Поэтому, оставив свое отечество и пренебрегая родством, я, повинуясь гласу Господню, отправился в Александрию и поведал о вашей жажде духовной самому великому Афанасию, священноначальнику церкви Александрийской. Он удостоил меня святого рукоположения и, просветив апостольскою благодатью, с молитвою и благословением послал к вам. Сей-то священный дар Божий чрез меня совершает среди вас, принявших с верою слово благовестия, те знамения, кои вы видите. Положив, таким образом, начало Церкви Христовой в Ефиопии, святой Фрументий стал ревностно заботиться о внешнем и внутреннем ее благоустройстве. Он созидал по всей стране храмы для новообращенных и повсюду устроял богослужение. Вместе с тем он озаботился переводом Священного Писания на язык ефиопский. После этого проповедь Евангелия распространялась в Ефиопии еще успешнее. И так немалые годы пожил богоугодно святой Фрументий, утверждая верующих своим примером и словом в соблюдении заповедей Божиих, после чего мирно отошел ко Господу около 360 года, оставив церковь Ефиопскую прочно устроенною[3]. От честных мощей святителя неоскудеваемо подавались различные исцеления всем с верою и мольбою прибегавшим к нему, во славу истинного Христа Бога нашего. Аминь. Примечания [1] Под Индией здесь разумеются вообще страны, лежащие по берегам Чермного моря и Индийского океана. Под этим общим названием разумелись: Ефиопская, Арабская и Браминская Индия. Поэтому в Прологе святой Фрументий назван архиепископом Индийским, будучи просветителем Индии, собственно Ефиопской, расположенной на юг от Египта. Точнее, это теперь Нубия и Абиссиния. [2] Т.е. церковному отлучению (1Кор.5:5). [3] Нынешняя Абиссиния, составляя часть древней Ефиопии, является таким образом преемницей веры Христианской, принесенной туда святым Фрументием. Абиссинская церковь находилась в тесной связи с церковью Александрийскою, патриарху которой подчинен был Абиссинский епископ. Поэтому во время арианских смут и споров она, верная преданиям святого Афанасия Великого, оставалась православною, несмотря на то, что приверженный к арианскому учению император Констанций употреблял различные средства для распространения арианства среди абиссинцев, Но вследствие той же связи с церковию Александрийскою Абиссинская церковь в V веке вместе с нею уклонилась в монофизитскую ересь, во всем остальном вероучении и богослужении оставаясь верною православному учению.
    1 комментарий
    16 классов
    11 комментариев
    160 классов
    СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Влади́мир Смирнов, пресвитер Дни памяти 10 декабря 4 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Житие Владимир Алексеевич Смирнов родился в мае 1877 года в селе Сосновый Бор (Петропавловское) Московской области. Отец его был диаконом церкви этого села. Владимир получил образование в Московской Духовной семинарии и на юридическом факультете Московского Государственного университета. В 1917 году он становится священником. До 1922 года он служит в церкви на хуторе Ивановского монастыря (Московская губерния), затем переводится в Москву, где до 1930 года служит сначала в церкви Святых Семи Вселенских Соборов близ Новодевичьего монастыря, а затем в церкви Сошествия Святаго Духа на Кропоткинской улице. Отец Владимир был возведен в сан протоиерея. В марте 1930 года священник был осужден Хамовническим судом на выселение из Москвы, в августе на его квартире был произведен обыск, а 28 декабря он был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. При аресте было предъявлено обвинение в «антисоветской агитации». Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР проговорило отца Владимира высылке в Северный край сроком на 3 года. После окончания срока ссылки протоиерей Владимир служил в церкви села Ярополец Волоколамского района Московской области. 28 ноября 1937 года он был снова арестован и опять обвинен в «антисоветской агитации». 5 декабря Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила отца Владимира к высшей мере наказания. 10 декабря 1937 года протоиерей Владимир Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне.
    2 комментария
    107 классов
    Акафист преподобноисповеднику Сергию (Сребрянскому) Исповедник Сергий (Сребрянский), архимандрит Кондак 1 Избраннаго Божиим велением на крест пастырскаго служения, молитвенника изряднаго и утешителя теплаго, праведных Марфы и Марии усерднаго почитателя, Радонежскому чудотворцу соименника и исповедника, преподобнаго отца нашего Сергия почтим, яко имеяй дерзновение ко Господу от всяких нас бед свобождати и на путь покаяния направляти, в песнех немолчно вопиющих: Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Икос 1 Ангельским горением восхотевый, преподобне, от юности ближнему послужили, аще и недостойна себе во глубоцем смирении пастырства духовнаго зря, обаче имеяй теплаго заступника, святителя Митрофана Воронежскаго, яковый в видении сна тебе благословляше, обрел еси благодать предстояти Престолу Господню. Мы же, таковое промышление Божие о тебе видяще, сице рцем: Радуйся, от пелен сосудом избранным Святаго Духа быти предусмотренный; Радуйся, от младенства на службу Царю Славы призванный. Радуйся, издетска пост возлюбивый; Радуйся, сыне утешения и чадо послушания. Радуйся, яко измлада страждущим поработати возжелал еси; Радуйся, яко в чуждей стране в Православии укрепился еси. Радуйся, о покое своем нерадивый; Радуйся, всего себе в руце Божий предавый. Радуйся, вразумление у небеснаго твоего покровителя просивый; Радуйся, яко у святых его мощей благодать священства получивый. Радуйся, служителю Святая Святых изрядный; радуйся, Царицы Небесной почитателю присный. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 2 Видя себе благодатию священства одеянным, прославил еси Творца всяческих в деяниих своих, не скры бо в земли данный ти от Бога талант, егоже имя есть любы, но приумножил еси его стократ. Темже и по смерти не оскудеваеши изливати токи милосердых чудес твоих и скорое вспоможение подаваеши вопиющим ти: Аллилуия. Икос 2 Разум недоразумеваемый разумети ища, досточудне, потщался еси свыше вразумление получити, како страшно есть Таинственное Брашно сие и кольми страшно Твое, Господи, Распятие. Сице помысливше, воспоим таковая: Радуйся, яко со страхом и трепетом выну Святой Трапезе предстоял еси; Радуйся, яко со тщанием велиим ко Святым Тайнам приступал еси. Радуйся, ангелов собеседниче и преподобных радование; Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю. Радуйся, честный образе пастыря кроткаго; Радуйся, душу свою полагавый за словесныя овцы. Радуйся, яко в молитве за паству свою неоскудеваяй; Радуйся, и нас, малодушных, укрепляй. Радуйся, преисполненный всякия благостыни; Радуйся, московския и тверския земли сугубый молитвенниче. Радуйся, яко свято и непорочно зде пребывал еси; Радуйся, яко чада своя выну горняя помышляти наставлял еси. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 3 Промыслом Божиим во граде Орле просиявый, идеже паству свою молитвами, яко орел птенцы своя крилами покрывал еси, выну очима ума своего Крест Христов созерцая, скорбных и печальных утешал еси, да просветится свет твой пред человеки, внегда звати ти: Аллилуйя. Икос З Имеяй любы нелицемерную, предал еси всего себе Создателю вышних и нижних Искупителю и был еси помощник страждущим в недузех, утешитель скорбящих, путеводитель заблудших в море житейских попечений, алчущих истины питатель, младенствующих в добродетели наставник, вопиющих таковая: Радуйся, сеятелю слова Христова усердный; Радуйся, молитвенниче о пасомых прилежный. Радуйся, яко храмоздателя подвиг подъял еси; Радуйся, яко хранилище писаний богодухновенных собрал еси. Радуйся, наставлением в законе Господнем отроки вразумивый; Радуйся, безсребренниче, вся земная стяжания презревый. Радуйся, плод духовный собравый; Радуйся, любы, радость, мир, долготерпение стяжавый. Радуйся, яко воин Господень был еси; Радуйся, яко плоть свою со страстьми и похотьми распял еси. Радуйся, воздержание выну имевый; Радуйся, в Дусе ходящий и наша тяготы носящий. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 4 Бурная стремления мира сего оставил еси, отче преславне, и востекл еси облобызати честныя мощи Саровскаго чудотворца, блаженнаго Серафима. Тойже связа двоицу честную, Великоименитую Княгиню Елисавету и пастыря кроткаго Митрофана, благослови я на соработничество и бе тем присный помощник. Мы же, радующеся сему, воспеваем выну: Аллилуйя. Икос 4 Слыша словеса Божия и держа я в сердце своем, яко пастырь добрый и стадо его едины суть, потщался еси тещи с воины супротив безбожныя агаряны, мы же таковой твоей любве дивящеся, воспеваем сице: Радуйся, паству свою во бранех не оставивый; Радуйся, с нею все тяготы воинскаго жития разделивый. Радуйся, хлад и зной смиренно претерпевый; Радуйся, яко от Святыя Трапезы воины утешал еси. Радуйся, яко оных не устрашитися часа смертнаго призывал еси; Радуйся, яко тех в небесная селения достойно провождал еси. Радуйся, яко о воинах твоих попечение имела Княгиня милосердная; Радуйся, о сей праведнице молитвенниче непрестанный. Радуйся, предстательством своим ближних охраняеши; Радуйся, погибающих во гресех исправляеши. Радуйся, душ отчаявшихся с Богом примирение; Радуйся, кающимся грешником по Бозе радование. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 5 Зря, блаженне отче, яко сила Божия в немощи совершается, егда скорбящая вдовица Княгиня Елисавета безбожнаго врага простила есть и абие удалилася мира сего, паче всякия его доброты возлюбивши Богу и ближнему служити, возгласил еси в сердце твоем: Аллилуйя. Икос 5 Видящи Великая Мати Елисавета, како чудно житие твое и доброхвально, потщалася есть во главизну канона обители своея словеса твоя положити. Тогда воззва тя от предел Орловских, возглашаше сице: Радуйся, яко коегождо быти обителию Святаго Духа призываеши; Радуйся, яко непрестанной молитве и трезвению научаеши. Радуйся, словеса жизни вечныя выну глаголавый; Радуйся, светом Евангелия светитися люди твоя наставивый. Радуйся, яко образ Божий во всяком человеце почитал еси; Радуйся, яко подобие Божие стяжати чада твоя увещевал еси. Радуйся, со страхом Божиим в Дом Господень входивый; Радуйся, о покое своем нерадивый. Радуйся, увеселение и отрадо к тебе прибегающих; Радуйся, служению апостольскому поревновавый. Радуйся, яко о вольных Страстях Господних никогдаже забывал еси; Радуйся, Царицу Небесную, яко Игумению обители твоея ублажал еси. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 6 Проповедника богоносна зряще тя орловская паства твоя, велиим рыданием и стоном объята бысть: не остави нас сирых, отче возлюбленнейший, восклицающи и вопиющи горце: Аллилуйя. Икос 6 Возсия свет жития твоего, грады и веси державы Российския озаряя. Тако исполнишася словеса Евангельская, яко не подобает светильнику под спудом стояти, но на свещнице всем светити. Темже тебе, на великое служение во обители святой призванному, воспеваем сице: Радуйся, двакраты от Господа отъятием десницы вразумленный; Радуйся, от иконы Пречистая Вратарницы исцеленный. Радуйся, благословение на новое служение от духоносных старцев испросивый; Радуйся, всецело себе воле Божией покоривый. Радуйся, вся силы своя на святое послушание положивый; Радуйся, послушанием смиренным Великую Княгиню возвеселивый. Радуйся, чистоты ума усердный хранителю; Радуйся, даров Святаго Духа прилежный стяжателю. Радуйся, кадило благоуханное; Радуйся, сосуде благодати избранный. Радуйся, крине райский, в Российстей земли прозябший; Радуйся, древо благосеннолиственное, добродетельми украшенное. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 7 Хотя избранну храмину Духа Святаго себе сотворити, востекл еси, отче блаженне, во обитель сестер Лазаревых всем сердцем Богу и ближним послужити, совокупил еси обоя: благую часть убо, яко Мария; в молитве, и милостивую, яко Марфа, в деянии, тем же показал еси нам путь добродетели, присно глаголя: Аллилуйя. Икос 7 Дивнаго служителя святых Марфы и Марии виде тя блаженная Елисавета, умилися сердцем и возрадовася духом, яко не оставил есть милосердый Господь ю едину,вопияше сице: Радуйся, глаголом Господним страждущих,утешаяй; Радуйся, евангельская словеса исполняяй. Радуйся, познанию божественных истин премудрый учителю; Радуйся, чистоты Православной веры присный ревнителю. Радуйся, в советех николиже паству свою не оставляли; Радуйся, души чад своих от страстей и грехов пагубных очищаяй. Радуйся, рекий, яко силу Христову не возможет ничто поколебати; Радуйся, яко сестер обители в многотрудных подвизех укреплял еси. Радуйся, яко тех познати немощь свою наставлял еси; Радуйся, яко словеса: "без Мене не можете творити ничесоже", - возлюбил еси. Радуйся, инокиням духовный наставниче; Радуйся, и ныне монашествующим ко спасению путеводителю. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 8 Странно чудо и преславно сотворил есть Господь во дни земнаго жития твоего, егда яви тя отроковице в сонном видении, вкупе с многострадальною Княгинею Елисаветою, в райских чертозех поклонение Небесному Жениху творящих, в ризы пресветлые одеяны и венцы нетленными увенчаны, поюще Богу: Аллилуйя. Икос 8 Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи Превечное Слово. Оле страшнаго таинства, оле благоутробия Божия, ибо Господь кого предузна, того и предызбра, темже небесную славу твою зряще, взываем: Радуйся, на крест исповедничества от юности предызбранный; Радуйся, многими труды и скорбьми вышния селения достигнувый. Радуйся, в горней обители Марфы и Марии пребывающий; Радуйся, тамо присно за ны молящийся. Радуйся, в белые одежды милосердия и многострадания одеянный; Радуйся, о грядущих страданиях за истину Господом извещенный. Радуйся, с преподобным Сергием и святой Елисаветой Престолу Вышняго предстоящий; Радуйся, лицем к Лицу Царя царствующих зрящий. Радуйся, в соборе новомучеников и исповедников прославленный; радуйся, о земной славе нерадивый, славою небесною осиянный. Радуйся, ты бо мудрость века сего презрел еси; Радуйся, ты бо высшую Мудрость и Истину Христа возлюбил еси. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 9 Все естество ангельское удивися, зря богоугодное житие твое, святе, ибо во плоти яко бесплотен явился еси и возмогл умертвили страсти греховныя, целомудрием и смирением козни лукаваго миродержца побеждая и того коварствия в ничтоже обращая, мы же таковии труды твоя узревше, воспеваем: Аллилуйя. Икос 9 Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о тебе, отче Сергие, недоумеют бо глаголати, како врази Христовы, дерзостно хотящий обитель милосердия разорити, узнаша тя пастыря добраго и отца чадолюбиваго, града Орла дивное прозябение, стыдом великим объятыя, от агниц Божиих отступиша. Мы же, чудо таковое видяще, верно вопием: Радуйся, Господа славящий, время страдалицам на покаяние давшаго; Радуйся, яко от плененной Княгини попечение о сестрах ея приял еси. Радуйся, яко утешение духовное скорбящим подавал еси; Радуйся, яко подвиг иноческий первее втайне подъял еси. Радуйся, святителем Тихоном на путь монашеский благословенный; Радуйся, яко в ангельский чин с радостию и трепетом облеклся еси. Радуйся, яко от того часа до смертнаго обеты монашестии сохранил еси; Радуйся, поношения всяческая, якоже обеща, претерпел еси. Радуйся, во плоти живый духовно, на земли небесно; Радуйся, бисера драгаго Христа обретый. Радуйся, яко печальника российскаго имя получил еси; Радуйся, яко его путем молитвою за Отечество шествовал еси. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 10 Спасти хотя от поругания святыню, проповеда слово пастыреначальника Христова святителя Тихона: не достоит бо отдавати Чашу Господню на попрание. Темже и сподобися пострадати яко исповедник, воспевая выну: Аллилуйя. Икос 10 Стена был еси, отче, всем прибегающим к тебе с верою, утешение подавали всем скорбящим и озлобленным, во дни безбожных гонений истинных пастырей лишенным. Темже и нам, к тебе приходящим и милостиваго твоего заступления у Владыки Небеснаго просящим, буди помощь и забрало крепкое, вопиющим таковая: Радуйся, правил седьми Вселенских Соборов хранителю; Радуйся, столпе непоколебимый Православия. Радуйся, образе великаго терпения; Радуйся, прогонителю вражеских сомнений. Радуйся, ты бо узы темничныя радостно претерпел еси; Радуйся, слава Богу за все выну восклицал еси. Радуйся, под Покровом Пресвятыя Владычицы житие твое совершил еси; Радуйся, Еяже водительством в тверския пределы преселился еси. Радуйся, яко и во изгнании твоем гонимая чада собрал еси; Радуйся, от сея земли к Небесным обителем преставился еси. Радуйся, и по преставлении твоем нас не оставляющий; Радуйся, явлением мощей твоих нас укрепляющий. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 11 Пение всеусердное приносим ти, Сергие исповедниче, како возмогл еси претерпети толикия неправды и попрания, лишения и изгнания, равночисленная бо песка морскаго поругания, воспевая сице: Аллилуйя. Икос 11 Светоподательна светильника зрим тя, Сергие святе, егда ты во изгнании сущий, невещественный огнь молитвы Иисусовой в сердце своем носяй, воссылал еси хвалу Творцу всяческих, темже почитаем тя сице: Радуйся, со смирением суровство пинежскаго изгнания восприявый; Радуйся, и в сем изгнании посещением чад твоих утешенный. Радуйся, яко тамо в старости твоей тяжкия труды претерпел еси; Радуйся, яко помощи Божией дивно сподобился еси. Радуйся, в гонениих молитвенниче непрестанный; Радуйся, свыше от Заступницы Усердной утешенный. Радуйся, яко бремя скорбей присных твоих понесл еси; Радуйся, и во узах подвига старчества не оставил еси. Радуйся, высото духовнаго прозрения; Радуйся, глубино божественнаго смирения. Радуйся, восшедый на высоту небесных добродетелей; Радуйся, вся земная во уметы вменивый. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 12 Благодать дати восхотев, ущедри тя Господь даром молитвы непрестанной, Небеса отверзающей. Мы же, зряще множество чудес твоих, имиже изгнание твое облагоухал еси, токи дивных исцелений, обидимых скорое заступление, от нашествия иноплеменник веси своея преславное избавление, воспеваем ти: Аллилуйя. Икос 12 Поюще твое успение, хвалим тя вси, яко одушевленный храм Духа Святаго: ты бо в житии своем прослави Пресвятую Троицу, показуя истинный образ преподобия и правды. Научи и нас, многогрешных, непреложно волю Божию творити, вопиющих ти: Радуйся, по отшествии твоем теплый за ны ходатаю; Радуйся, яко птицы сельныя на небеса отшествие твое воспеваху. Радуйся, российский земли небесный молитвенниче; Радуйся, яко явлением святых мощей твоих землю тверскую озарил еси. Радуйся, яко тех благоуханием Бога прославил еси; Радуйся, яко сподобил еси нас нетленныя твоя мощи лобызати. Радуйся, многоразличныя чудеса изливающий; Радуйся, ленивыя на молитву подвигающий. Радуйся, расслабленныя духом к покаянию обращение; Радуйся, света Евангельскаго присное озарение. Радуйся, крепкое наше заступление; Радуйся, неусыпный в скорбех помощниче. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 13 О, предивный и преславный, новый чудотворче,/ достохвальный исповедниче, отче наш Сергие!/ Приими ныне малое моление сие наше,/ во умилении сердец тебе возносимое,/ и умоли Господа нашего Иисуса Христа,/ да избавит ны от всякие напасти вражия,/ от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани,/ и сподобит нас в непрестанной молитве и покаянии/ веру Православную до конца сохранити и грядущая в Небесех благая улучити, воспевая Богу:// Аллилуйя. Сей кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1. Молитва О священная главо, преблаженне отче Сергие, пастырю святый, молитвенниче неусыпный, серафимскою любовию ко Господу горящий; ты, бо яко един от древних явился еси, выну Христу предстояй. Не отрини нас, немощных, не дерзающих возвести очеса на небо; услыши, отче священнейший, неотступная прошения наша, и вознеси я от нас, долу поникших, ко престолу Пресвятыя Троицы, да сохранит милосердый Господь Церковь свою святую от расколов и ересей, да избавит державу нашу российскую от враг видимых и невидимых и подаст всем, раце честных твоих мощей предстоящим и молящимся тебе, по коегождо потребе: пастырем благочестие и апостольскую ревность, иноком покаяние и в молитве пребывание, воином мужество и любы ко отечеству, болящим благодарение и скорое вспоможение, и всем нам непорочное во страсе божием жительство; да и мы, недостойнии, сподобимся предстательством твоим Духа Святаго исполнитися, по отшествии своем лютых мытарств избавитися и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира". Аминь.
    6 комментариев
    162 класса
    Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник Дни памяти 10 декабря Житие Бла­жен­ный Ро­ман ро­дил­ся в го­ро­де Ро­се[1], близ Ан­тио­хии; до­стиг­ши зре­ло­го воз­рас­та, он по­се­лил­ся в Ан­тио­хии. Здесь он за­тво­рил­ся вне го­ро­да в ма­лой кел­лии, где про­был до ста­ро­сти, не имея при этом ог­ня. Пи­щей ему слу­жи­ли хлеб, соль да во­да, и при­том в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве, чтобы толь­ко мож­но бы­ло под­дер­жать свою жизнь. Он но­сил вла­ся­ни­цу и под ней тя­же­лые же­лез­ные око­вы. За всё сие свя­той Ро­ман спо­до­бил­ся та­кой бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, что ис­це­лял раз­лич­ные неду­ги и по мо­лит­ве его мно­гие же­ны, не иму­щие де­тей, бы­ли раз­ре­ше­ны от бес­пло­дия. Мно­гих за­блуд­ших свя­той Ро­ман сво­им уве­ща­ни­ем воз­вра­тил на пра­вый путь к Цар­ству Бо­жию. Так по­жив, он до­стиг­нул ма­сти­той ста­ро­сти и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду[2].
    4 комментария
    91 класс
    Юлия СлавянскаяМой Спаситель
    2 комментария
    39 классов
    ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ СУББОТА Старый стиль 30 ноября 13 декабря Седмица 27-я по Пятидесятнице   Рождественский пост Постный календарь. Глас 1-й  Ап. Андре́я Первозванного (ок. 62) Свт. Фруме́нтия, архиепископа Индийского (Эфиопского) (ок. 380) Сщмч. Иоа́нна Честнова, пресвитера (1937) Чтения Священного Писания Утр. – Мф.4:18–23 (зач. 9). Лит. – Ап.: 1Кор.4:9-16 (зач. 131). Ин.1:35–51 (зач. 4). Ряд.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Лк.12:32–40 (зач. 67). Богослужебные чтения дня  Цитата дня из Библии Библия за год
    3 комментария
    42 класса
    СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский Дни памяти 10 декабря - Преставление. Собор новомучеников и исповедников Радонежских 1 июня (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших 18 ноября - Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. 1 октября - Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской Житие Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 году Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 году – Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. Женился. Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917-1918 годов. Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли к храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, найдя настоятеля храма протоиерея Николая, потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и отец Николай ответил, что у церковного старосты. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 года. Под датой 2 (15) ноября 1917 года отец Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 года он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании. В то время, когда на улице началась стрельба, председательствующий архиепископ Сергий (Страгородский), обратившись к присутствующим, предложил не прерывать собрания и продолжать работу. «Во время Октябрьской революции я находился в своей квартире в Александровском военном училище, где занимал должность законоучителя и настоятеля церкви. Там же находились юнкера, так как училище было штабом юнкеров. Училище находилось под обстрелом. 1 ноября тяжелым снарядом были разбиты стена и окно в моей квартире. В эту же ночь у меня ночевало несколько семейств офицеров. 2 ноября училище было сдано большевикам. 3 ноября происходила сдача оружия. В выступлении юнкеров я никакого участия не принимал. Как настоятель собора, я принимал участие в похоронах юнкеров и офицеров, погибших в Гражданскую войну. Проповеди в церкви произносил не особенно часто, содержания чисто религиозного, не касаясь политической жизни. Против новой власти никогда не агитировал, ни к какой партии не принадлежал». По окончании следствия Реденс написал свое заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни... хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в Октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции “тип”, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь». 3 декабря 1918 года президиум Коллегии отдела ЧК принял решение о заключении отца Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование, и в конце концов 16 апреля 1919 года было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить. В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в 1921 году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году в связи с появлением обновленцев были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Среди других был арестован и епископ Николай. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край. По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев. 16 апреля 1924 года безбожники арестовали архиепископа и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Его привлекли в качестве обвиняемого по некоему делу об избиении члена рабоче-крестьянской инспекции, а также обвинили в том, что он, имея большой авторитет, проводил среди духовенства контрреволюционную агитацию. Вызванный на допрос, архиепископ сказал, что под его руководством находится Звенигородское викариатство, а также три благочиния Замоскворецкого района Москвы, в которых находится сорок четыре храма. «Связь с благочинными я поддерживаю путем приемов, не носящих регулярного характера. Специальных собраний или совещаний с благочинными мною никогда не устраивалось. Не имели место и антисоветские выступления или выпады с моей стороны, так как в сношениях с благочинными я придерживался узко церковной области. Что касается моих проповедей, то они носили чисто моралистический характер». 14 июня 1924 года архиепископ был освобожден. В этом же году он был назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. Хорошо знавший владыку священник вспоминал, что это было время, когда шла трудная борьба с обновленчеством, когда становилось модным крикливое и вычурное пение в церкви; твердо держась православной традиции, архиепископ Николай «настойчиво и властно боролся против человеческих врываний в святая святых и нередко выходил победителем в борьбе за Церковь». После кончины Патриарха Тихона владыка стал одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Впоследствии, когда под давлением ОГПУ возник григорианский раскол и архиепископ Григорий добивался того, чтобы Местоблюститель передал церковное управление церковной коллегии, Местоблюститель первым в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, поставил имя архиепископа Николая, зная его как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства приняла решение ускорить процессы раскола в Церкви, для чего было необходимо арестовать архиереев, которые противились проводимой государством антицерковной политике. 11, 20 и 30 ноября 1925 года были арестованы одиннадцать архиереев из числа ближайших сподвижников митрополита Петра, и среди них архиепископ Николай, а также многие священники и миряне. В тюрьме архиепископа Николая спрашивали о том, знал ли он о письме историка Сергея Павловича Мансурова к Местоблюстителю, в котором обосновывалась необязательность с канонической точки зрения следования тому курсу, который изложен в так называемом «завещании» Патриарха Тихона. Следователь пытался добиться от архиепископа, чтобы тот оговорил непричастных к этому делу людей. Но разумные и спокойные ответы святителя убедили следователя отказаться от этой попытки. Священник Сергей Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал впоследствии: «На первом моем допросе в ноябре 1925 года следователь потребовал от меня выдачи автора письма к митрополиту Петру. Я отказался его назвать, и Тучков потребовал очной ставки моей с архиепископом Николаем. Помню серую мглу сумерек... хриплый крик Тучкова и нечленораздельный возглас... следователя, который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом. Архиепископ Николай вошел, взглянул... на меня и остановил внимательный взгляд свой на следователе. На владыке была сероватая ряса и зимняя скуфья. Утомленные глаза были холодно-строги. Встав со стула, следователь разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Высокопреосвященный Николай властно прервал его: “Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку”. Чудо совершилось. Следователь спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать владыку, который давал ему, как и Тучкову, какие-то дельные показания. Во время этого допроса владыке удалось совершенно обелить Сергея Павловича Мансурова... Когда рассеялись ужасы сидения в тюрьме, то мне удалось узнать подробности пребывания владыки Николая на Лубянке. Я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру. Много благодарен я ему лично за свою судьбу. К 8 января 1926 года у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 9 января я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно и физически, я готов был сдаться на требование следователей, готов был наклеветать на себя и друзей. Пробило четыре часа утра, когда меня вызвали к следователю. Его допрос вертелся на одном месте, он обычно требовал выдать людей, непричастных к письму митрополиту Петру. Привели архиепископа Николая. “Я требую, – сказал владыка, – чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, – обратился он ко мне, – я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа”. Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя. Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если... близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья – от выдачи друзей врагам веры и Церкви». Священник Сергей Сидоров и Сергей Павлович Мансуров были тогда освобождены, но архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания ссылки ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года. Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве. Во время гонений 1937 года власти ставили своей целью уничтожение большинства священноцерковнослужителей и для этого опрашивали всех тех, кто мог бы стать свидетелем обвинения. 10 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 года, служа с ним в разных храмах Москвы. Архиепископ Николай – один из самых авторитетнейших архиереев Русской Православной Церкви. Будучи долгое время священником Александровского военного училища, он имел большое влияние на юнкеров и до сего времени тесно связан с бывшими военными кругами. Что касается антисоветской деятельности архиепископа, то он неоднократно заявлял, что «Русская Православная Церковь и весь русский народ переживают тяжелое положение исключительно по своей простоте и недальновидности, доверились различным проходимцам, и вот результат, у власти стоит “апокалиптический зверь”, который расправляется с русским народом и духовенством». Добронравов среди окружающих говорил также о необходимости защиты Церкви и духовенства, заявляя, что «каждый верующий должен противодействовать мероприятиям советской власти, не допускать закрывать церкви, собирать подписи, подавать жалобы, а самое главное, что духовенство должно разъяснять верующим смысл происходящих событий... что советская власть есть явление временное...». 27 ноября власти арестовали владыку и заключили в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил архиепископа: – Какое участие вы принимали в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви? – Я был членом Поместного Собора Православной Церкви, в работах которого принимал деятельное участие, входя в так называемую профессорскую группу. – Когда и где вы встречали Сахарова, Стадницкого и Дамаскина? – Епископ Афанасий Сахаров являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность. С епископом Дамаскиным Цедриком я познакомился в ссылке, после его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня. Митрополит Арсений Стадницкий – мой единомышленник, он посещал меня в Москве, где мы с ним обсуждали создавшееся тяжелое положение по управлению Православной Церковью. – Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации церковников. – Нет, это я отрицаю. – Следствие располагает данными, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников, и требует от вас правдивых показаний. – Я это отрицаю, я признаю лишь то, что встречался с епископом Дамаскиным Цедриком, митрополитом Арсением Стадницким и епископом Афанасием Сахаровым, которые в прошлом были судимы по обвинению в контрреволюционной деятельности. На этом допрос был закончен. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь». Тверь, 2003 год, стр. 264–273. Источник: http://
    4 комментария
    110 классов
Фильтр
Фото
Фото
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
  • Класс
  • Класс
Фото
Фото
  • Класс
  • Класс
Показать ещё