О заветах и явлении Христа
Вникни в основу закона, который был явлен двояко:
Древний и новый; вначале евреям закон был дарован,
Первыми кои признали владыку всевышнего Бога,
После же был он от края до края земли проповедан.
Ибо владычество Бога над смертным отнюдь не вершится
По несогласным друг с другом веленьям, как будто бы нечто
Богу неведомо было (все ведает Слово!) иль будто
Он передумал (ведь это и смертным постыдно). Напротив,
Любящий Бог мне тем самым помог обрести пониманье.
Враг, что Адама из рая исторгнул, плодом соблазнивши
Гибельным с древа, – как войско пленят, поразив полководца,
Так и в Адамовых детях погибель взрастить устремился.
Отъединив их обманом от Бога небес, он направил
К звездному небу рассудок людской, что исполнено светов,
Равно и к формам умерших, которым был видимый образ
Дан побужденьем людским и которым велит поклоняться
Миф, что на веру был принят и не опровергнут позднее,
Силу в умах непрестанно с течением лет набиравший.
Род же священный евреев погиб, не внимая пророкам,
Кои скорбели, молили и гневом Владыки грозили, –
Многие в древности были убиты пророки. Цари же
Божия страха отнюдь не имели и были злонравны.
Рощи они оставлять не желали, а также высоты,
Где совершались народом кровавые демонам жертвы:
Бога великого гнев на себя навлекли и погибли.
Я вместо них на стезю заступил, дабы рвенье внушить им,
К благочестивой их вере в Христа привести, побуждая
Вспять обратиться,– и, скорбью насытившись, да возревнуют
Горько евреи к иному народу, которому Богом
Отдано было над прежним народом Его предпочтенье.
Впрочем, сие лишь позднее случится. Когда же презрели
Слово закона евреи, то был, наконец, удостоен
Чести великой весь род человеческий по мановенью
Вечного Бога Отца и деяньем великого Сына.
Видя, что в теле людском все небесное пожрано злобой,
Губящей душу, а род человеков – под властью дракона,
Чтобы достоянье к Нему возвратилось, Христос не оного
К людям отправил врача (так как слабым не лечат лекарством
Тяжкий недуг), но, Свою истощив величайшую славу,
Он, как бессмертного Бога безгрешный Сын, нам явился:
Сыном был чуждым – Он ради меня воплотился, бессмертный
В смертном, от Матери-Девы, да целое целым спасется.
Целый поскольку Адам чрез вкушение с древа познанья
Пал, то Христос, по законам людским и небесным, облекся
Плотью во чреве Жены, не познавшей супружество (чудо,
Невероятное для пониманья слабейшим рассудкам),
И появился как Бог и как смертный, сведя воедино
Два естества, из которых одно для людей было тайным,
Явным – иное: одно было Бог, а второе в последок
Дней нам явилось. Он в двух естествах пребывает единым:
Соединен с божеством, Он и смертный, и Царь, и Христос наш.
Новый. Иной нам явился Адам, но завесой сокрытый,
Да уврачует Адама, который был праотцем людям
(Ибо иначе не мог Он приблизиться к немощам нашим),
Древнего змия да свергнет, что мудрым себя почитает.
Тот, приближаясь к Адаму, был вынужден встретиться с Богом:
Злобу и тьму простирая, Его он объять попытался,
Но, словно шумное море, разбился о камни утеса.
Небо и землю сотряс при рожденьи Своем наш Спаситель.
Хоры небесные песнь возгласили, звездою с востока
Путь был указан волхвам, что стопы направляли к Владыке
Новорождённому, дабы с дарами Ему поклониться.
Вот каково мое слово о новом рожденье Христовом:
Здесь не постыдно ничто – ведь постыдно лишь то, что греховно;
Созданный Словом, Христос не причастен к тому, что постыдно.
Не истечением мужа Он сделался смертным – от плоти
Девы, что Дух освятил, неневестной, пречистой родился
Сам сотворивший Себя и принявший за нас очищенье
Все по закону исполнил, воздав и награду закону
Как воспитателю. И погребальную честь пред отменой.
Святой великий, предтеча Его в рождестве и глаголе
Ярким сияньем своим о пришествии чудном,
Провозгласив о Христе и о Боге в бесплодной пустыне.
Так Он явился, посредник для ближних и дальних народов
(Краеугольным Он камнем служил и для тех и для этих),
Смертным двоякое дал очищенье: по вечному Духу
Древнее было омыто нечестье, что плоть породила,
Также и нашею кровью (своею считаю Христову
Кровь, ибо Богом она пролита, да искупит пороки
Древние наши и миру да будет она избавленьем).
Если бы не был я смертным, текучим, но был непреклонным,
Все, в чем нуждался бы я – в повеленье великого Бога,
Коим я был бы украшен, спасен и премного восславлен.
Бог меня богом не создал, поставив удобопреклонным
В сторону ту и другую, и многие дал мне опоры,
Между которых дарована мне благодать Омовенья.
Ибо как чада евреев спасались от гибели, кровью
Праги помазав дверей, когда всех первородных Египта
Смерть за единую ночь погубила,– такой же печатью
Бога, Который от зла защищает, мне служит Крещенье.
Чадам оно лишь печать, а для взрослых – лекарство от Бога
И светодавца Христа преблагая печать, дабы, спасшись
От глубины моей скорби, я бремя на вые ослабил
И возвратился бы к жизни. Ведь путник, с дороги уставший,
Вновь воздвигает колена свои, освежившись прохладой.
Общее всем достоянье земля и вдыхаемый воздух,
Общие всем перемены времен и широкое небо,
Общая всем и купель, что дарует спасение людям.
* * *
святитель Григорий Богослов
Комментарии 2