Иисусова молитва – не медитация
Вопрос читателя:
Правда ли, что при неправильном чтении Иисусовой молитвы может произойти самовозгорание человека? Были ли такие случаи? Как правильно читать простому человеку эту молитву? Существует ли техника чтения? Правда ли, что без опытного старца опасно пытаться ее читать, применяя смену дыхания?
Отвечает священник Владимир Ринкевич, настоятель храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе, Литва:
Молитва, по совету апостола Павла, должна твориться непрестанно (см. 1 Фес 5:17). И самая удобная форма молитвы — именно молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Многие святые советовали молиться Иисусовой молитвой — как самой краткой и при этом удивительно емкой. Например, святой Иоанн Лествичник: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».
Иисусова молитва – не медитация
При этом мы молимся не только умом, но и сердцем, то есть с сознанием содержания. Не просто повторять по кругу, как повторяют мантры, не пытаться достичь с ее помощью какого-то особого «медитативного» состояния, а каждым словом молитвы обращаться к Тому, Кто слышит тебя, — вдумчиво и сосредоточенно.
Как это ни странно звучит, неправильное творение Иисусовой молитвы может принести вред душе человека. Нет, человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости. Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие.
Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником. У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки.
Непрестанно творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам, но только советуясь со священником, применяя здравое рассуждение, читая поучения святых, которые писали в первую очередь людям в миру. Главное — ни в коем случае не делать это в ущерб своим близким, работе, обязанностям, помнить о том, что вера без дел мертва (Иак 2:26).
Фото Марии Сазоновой
Из архива группы читателей журнала
ВКонтакте
© Журнал Фома.
Комментарии 10
«Молиться надобно всегда, при всяком случае… Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду – благодари Даровавшего нам покровы… Пришел ли день – благодари Даровавшего нам солнце… Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику Богу, Который «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Когда увидишь, что вся природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов… Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».
Как видно из приведенной выдержки, св. Василий Великий понимает под непрестанной молитвой непрекращающееся состояние богомыслия, т. е. постоянной памяти о Боге и зависимости нас и всех наших дел и всей природы от нашего Создателя и Промыслителя.
Баланс между верой и обязанностями: Важно найти баланс между духовными практиками (следованием вере) и земными делами (семья, работа, обязательства).
«Вера без дел мертва»: Эта цитата из Послания Иакова говорит о том, что вера без конкретных действий и поступков бессмысленна, поскольку истинная вера должна проявляться в делах, которые оказывают положительное влияние на жизнь человека и окружающих.
Ответственность: Нужно помнить об ответственности за своих близких,...ЕщёПриведенная цитата означает, что при любых действиях, включая следование вере, нельзя пренебрегать своими обязанностями перед близкими, работой и другими сферами жизни, так как настоящая вера проявляется не только в словах, но и в делах, которые не должны вредить другим. Фраза «вера без дел мертва» (Иак 2:26) подчеркивает важность практического применения веры в повседневной жизни и свидетельствует о том, что истинные убеждения должны отражаться в поступках, которые не должны идти вразрез с ответственностью перед окружающими.
Баланс между верой и обязанностями: Важно найти баланс между духовными практиками (следованием вере) и земными делами (семья, работа, обязательства).
«Вера без дел мертва»: Эта цитата из Послания Иакова говорит о том, что вера без конкретных действий и поступков бессмысленна, поскольку истинная вера должна проявляться в делах, которые оказывают положительное влияние на жизнь человека и окружающих.
Ответственность: Нужно помнить об ответственности за своих близких, работу и другие обязательства. Действия, совершаемые во имя веры, не должны вредить этим сферам жизни.
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Вера без дел мертва. И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон.