Например, отважно или дерзко надеется на Бога тот, кто хочет и думает по смерти войти на небо, но не хочет делать на земле того, чем достигается вечное спасение человека. Дерзко надеется на Бога тот человек, который идет нарочно на искушения и опасности, думая, что Бог чудесно охранит его от искушений и избавит от напастей. Это значит «искушать Бога». Бог отвергнет таких людей и не подаст им Свою помощь и избавление.
О НЕСЧАСТИЯХ. Как относится к ним христианин? Он преклоняется пред гласом Бога и не подвергает их обсуждению. Он непосредственно понимает их. Христианин извлекает себе из них нравоучения. Сочувствуя, сострадая тем, которые поражены несчастьем, и воздавая хвалу Богу за то, что сам избегнул его, он старается извлечь пользу из посланного ему урока. А как мир относится к таким фактам? С духом легкомыслия. Сначала он удивлен, смущен, интересуется подробностями, но скоро забывает о происшедшем и не выносит никакого нравоучения. Миру нужны сильные ощущения, а не уроки. Великий вопрос о душевном спасении не приходит ему на мысль с духом бесчувствия. Пробужденный внезапной катастрофой, человек века сего скоро впадает в свою прежнюю греховную спячку, не слушая обращенного к нему призывания к покаянию и исправлению. Он возвращается к своему распутству, своим спекуляциям и грубеет более и более.
«Да, до зела оскудехом в НАСТАВНИКАХ духовного делания, но и то можно сказать, что и вера наша оскудела к оным; ежели к кому прилепимся, то ищем его святости и желаем, чтобы было по нашей воле и наставление, а буде мало что напротив, то и отпадаем; враг же спасения нашего более воздвигает брань противу их, дабы отвлечь от страдальческого подвига повиновения, приводящего подвижника к смирению» (преподобный Макарий Оптинский).
«НОВОНАЧАЛЬНЫМ прилично пребывать в глубоком смирении, ни в каком случае не почитать себя за нечто, не говорить: «Что это?» – или: «Для чего это?» – но, пребывая в послушании и великой покорности, не сравнивать себя ни с кем, не говорить: «Такого-то почитают, почему же не почитают меня? Он успокоен во всем, отчего же я не имею успокоения?» Быть презираему во всем и не негодовать» (преподобный Макарий Оптинский).
Всякий НЕНАВИДЯЩИЙ ближнего своего вредит сам себе и своей душе.
О НЕВЕЖЕСТВЕ. Нежелание знать ничего другого, кроме того, что относится к обыденному образу жизни, есть невежество. Чудо Спасителя должно было вывести гергесинских жителей из этой мертвой тишины и греховной беспечности, но их духовное невежество не желает этого, несмотря даже на чудеса. Так поступил некогда Феликс (см. Деян. 24–25), так поступают и теперь многие из христиан, которые не хотят знать здравого учения евангельского, не могут сносить живого и действенного слова Божия. – Духовное невежество происходит от излишнего и безумного пристрастия к земному и от корыстолюбия в особенности.
Когда вы заметите в себе НЕРАДЕНИЕ к чтению слова Божия и отвращение от духовных наставлений, то знайте, что душа ваша впала в недуг лютый.
Не должны ли мы, согрешившие и кающиеся, с благодарностью и покорностью принимать отеческие НАКАЗАНИЯ и вразумления Божии? Ибо Господь кого любит, того наказывает; – говорит слово Божие – бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12: 6). Бог потому наказывает вас, что Он любит вас. Он не хочет подвергнуть вас вечному наказанию, вот и наказывает вас на земле. Видите, в каком отрадном и прекрасном свете показывает нам вера в Бога как Отца даже самые великие горечи земной жизни!
Протоиерей Валентин Мордасов


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6