Матф. XXVIII:9–10
9. Егда же идяст возвестити учеником Его, и се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся. Оне же приступльше ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему.
10. Тогда глагола им Иисус: не бойтеся: идите, возвестите братьи Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят.
Жены, мироносицы, получив от ангелов известие о воскресении Господа, поспешно, в страхе и ужасе, бежали к ученикам, чтобы сообщить им чрезвычайное известие, и се Иисус срете я глаголя: радуйтеся. Жены встретили Иисуса Христа внезапно, на это указывают слова: καὶ ίδόυ – и вот. Внезапное появление Иисуса Христа нельзя объяснять тем, что Он вдруг вышел из какого либо скрытого места дороги. Слово ἀπήντησεν (срете) указывает на то, что Иисус Христос шел к женам на встречу по той дороге, по какой шли они. Занятые размышлениями о случившемся с ними, и притом, не оправившись еще от испуга, жены не могли издалека узнать Иисуса Христа. Только вблизи и притом по Его голосу они узнали Иисуса Христа, вследствие чего явление Его показалось им внезапным: – Иисус сказал им: радуйтеся χαίρετε. У евреев самой обыкновенной формой приветствия было: мир тебе (1Цар. XXV:5–6). Эта форма приветствия употребляется Спасителем при других явлениях (Иоан. XX, 19. 20–26). В данном случае Спаситель избирает форму приветствия, которая была взята евреями у греков93. Это приветствие употреблялось преимущественно утром94. Конечно, Спаситель, встретивши жен утром, и должен был приветствовать их словом: χαίρετε. Жены должны были радоваться, так как пред ними стоял их возлюбленный Учитель, ради Которого они рано утром этого дня пошли ко гробу Его. Они думали, что Он мертв, но это оказалось ошибочным. Он воскрес и этим положил начало всеобщему воскресению.
Первым движением жен, при виде воскресшего Иисуса Христа, было поклониться Ему. Оне же приступльше, повествует евангелист Матфей, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. Блаженый Феофилакт и Евфимий Зигабен думают, что жены ухватились за ноги Иисуса Христа с целью удостовериться, не дух ли находится пред ними. Но ничто не указывает на то, что жены сомневались в реальности явления Иисуса Христа. Мейер так объясняет это место: «жены чрез чудесное сверхчеловеческое явление Воскресшего испугались, так что в умоляющей позе (обняли Его ноги) пали пред Ним и чрез (поклонение) προσκύνησις свидетельствуют Ему преданность и почтение»95. С этим толкованием согласно большинство западных экзегетов, например, Кюнёль, Ольсгаузен, Блек, Генгстенберг и другие. Действительно, мы знаем, что умоляющие о помощи обнимали колена тех, к кому обращались за помощью96. У евреев просящие о помощи кланялись тем, от кого ожидали милости (Матф. XVIII:26 и друг.). Равным образом, мы знаем, что иудеи опасались присутствия Божия, так как оно, по их мнению, подвергало жизнь человека смертной опасности. (Суд. VI:22; 1Цар. XVII:18; Ис. VI:5; Дан. X:7). Но мы не думаем, что жены ухватились за ноги Иисуса Христа вследствие таких мыслей. Разве они могли ожидать от своего возлюбленного Господа какой либо неприятности? Притом, Господь встретил их словом: радуйтеся: из этого приветствия они могли заключать, что Он не желает причинить им скорби. Конечно, из слов ангела и из чудесного восстания Иисуса Христа из гроба жены должны были думать о Нем как о высшем небесном существе, Которому служат теперь ангелы. В виду этого они не стали теперь приветствовать Его по прежнему, но воздали Ему уже Божескую почесть. – Кланяясь Господу, жены испытывали страх. Это было вполне естественно. Жены теперь убедились, что Иисус Христос есть Господь. Кто из людей мог без страха стоять в присутствие Царя царей, пред Которым трепещут Херувимы и Серафимы? Но Иисус Христос тотчас же освобождает жен от страха. Тогда глагола им Иисус не бойтеся: идите возвестите братии Моей, да идут в Галилею и ту Мя видят. Это поручение Иисуса Христа для жен не было новым: жены слышали об этом уже от ангелов. Спрашивается, почему Господь счел нужным повторить речь ангелов? Неужели Он опасался, что жены могли забыть сказанное ангелами? Этого, конечно, нельзя допустить: жены не могли забыть того, что произвело на них такое сильное впечатление. Господь повторил речь ангелов, чтобы придать их словам больший авторитет. – Господь посылает жен к братьям своим. Под братьями нельзя здесь разуметь братьев Господних, родственников Иисуса Христа по плоти. Здесь Господь разумеет тех же самых лиц, которых ангелы называют учениками (Матф. XXVIII:7; Марк. XVI:7), т. е. апостолов и прочих верующих. Называя верующих своими братьями, Иисус Христос выразил этим Свою близость к ним. Как известно, Иисус Христос своею смертью искупил всех людей, усыновил их Отцу, вследствие чего Он стал в самые близкие отношения к людям. Искупленные кровью Его, люди стали теперь сынами Божиими, братьями Иисуса Христа, конечно, не в полном и собственном смысле этого слова. В полном смысле слова Сыном Божиим может назваться один только Иисус Христос; христиане же называются сынами Божиими по благодати.
Каким образом Иисус Христос удалился от жен мироносиц, не рассказано в евангелиях. Вероятно, Он сталь невидим так же внезапно, как и явился. Таким образом, жены мироносицы удостоились увидать воскресшего Господа прежде апостолов. Это было вознаграждением за ту особенную ревность и горячую любовь, какую проявили они по отношению к Господу. Ученики Иисуса Христа (почти до вознесенья Господня) ожидали, что Он будет царем Иудейским и уже рассуждали и спорили о том, кто займет в Его царстве первое место. А когда увидали, что враги Его осудили на смерть, то все соблазнились о Нем и оставили Его, а старейший из них трижды и даже с клятвою отрекся от Него. Но жены мироносицы не оставили своего Господа; они шли за Ним и к судилищу Пилата и на Голгофу, и в сад Иосифа, зряще, где Его полагаху и не ушли от Него, пока темная пещера не скрыла от глаз лучшего их сокровища. Затем, по прошествии субботы, рано утром они опять идут ко гробу своего возлюбленного Господа, носяще, яже уготоваша ароматы, да помажут Иисуса. Ни жестокие римские воины, ни свирепые начальники иудейские, ни тяжесть собственного их горя, ни ночное время, – ничто не отнимает у них решимости исполнить последний долг относительно возлюбленного Учителя. Вот за что жены мироносицы удостоились высокой чести увидать воскресшего Господа прежде всех! Вот почему слава их распространилась во всем мире.
И. Глебов
Воскресение Господа и явления Его ученикам по воскресении
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев