Благослове́ние:
1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
5) (Бога) хвала Богу.
Формы благословения:
- осенение крестным знамением пастырем верующих при богослужении;
- получение благословения – форма приветствия при встрече со священнослужителем;
- хвала Бога (напр. Пс.102);
- молитвенное пожелания благоденствия, долголетия человеку;
- родительское благословение – крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием);
- в церковном обиходе означает разрешение священноначалия.
Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения.
Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!».
Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).
Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.
источник: сайт "Азбука веры"
_________________________________________________
Благослове́ние [греч. εὐλογία; лат. benedictio] - пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу - одна из составляющих религ. почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, Б. представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин «Б.» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение».
В Ветхом Завете
Представление о творческой силе, заключенной в словах, произнесенных вслух, присуща мн. народам древности. Нек-рые исследователи считали, что в Ветхом Завете Б. является реликтом язычества, и рассматривали его в связи с дискуссией о магизме и религии как двух этапах духовной эволюции Др. Израиля. Совр. исследователи отрицают наличие мифологического восприятия магии у библейских авторов Б. в Ветхом Завете полностью зависят от всемогущей воли Божией. В Священном Писании субъект Б., а подчас также и объект - Сам Бог; человек дарует Б. от Его имени (ср., напр.: Пс. 129:8).
В Новом Завете
С Б. начинается новозаветная история: в Благовещении арх. Гавриил передает Марии Б. и возвещает Ей о рождении от Нее Спасителя мира. Во время общественного служения Христос
- благословлял детей (Мк. 10:16) и Своих учеников (Лк. 24:50);
- благословив, Он умножил хлебы в пустыне (Мф. 14:19; 15:36); (Мк. 6:41; 8:6); (Лк. 9:16); (Ин. 6:11, 23);
- установил таинство Евхаристии на Тайной вечере (Мф. 26:26); (Лк. 22:20; 24:30); (1Кор. 10:16);
- Б. Им апостолов при Вознесении (Лк. 24:50) называют прощальным.
Согласно одной из проповедей ап. Петра, Господь Иисус был послан за тем, чтобы благословлять (Деян. 3:26). Он предписал Своим ученикам отвечать Б. даже на притеснения и гонения (Лк. 6:28); ап. Павел, сам так поступавший (1Кор. 4:12), призывал к этому и всех христиан (Рим. 12:14). Нести Божие Б. в мир - миссия Церкви и призвание каждого христианина (Мф. 5:44); (Лк. 6:28); (Рим. 12:14); (1Петр. 3:9); (1Кор. 4:12); (Рим. 15:29).
В НЗ Б. позволяет рассчитывать не на материальные, а на духовные милости (Еф. 1:3). Это Б. получают лишь принимающие Самого Мессию (Мф. 21:9; 23:39); (Мк. 11:9); (Лк. 13:35; 19:38); (Ин. 12:13), Его Матерь (Лк. 1:42) и то Царство, о к-ром Он возвещает (Мк. 11:10). Отныне всякое Б. совершается во имя Господа Иисуса Христа (Еф. 1:3), т. к. «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Те Б., с к-рыми в ВЗ обращались к Богу, в НЗ направляются ко Христу (Рим. 9:5).
Связующее звено между Ветхим и Новым Заветами - Б., данное Аврааму: Бог обещал ему, что в семени его благословятся все народы (Быт. 26:4), а семя Авраама есть Христос, и уверовавшие в Него, вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу, наследуют Б. Авраама (Гал. 3:13-16).
Исключительное место тема Б. занимает в Евангелии от Луки: свящ. Захария во время служения в иерусалимском храме оказывается неспособным преподать Б. народу (1:22), и только рождение Мессии отверзает его уста (1:64). Далее следует целый ряд Б.: Елисаветы (1:42), Захарии (1:68), Симеона (2:28, 34); значимость этих Б. Церковь засвидетельствовала включением их в состав ежедневных суточных служб. Согласно последней главе Евангелия, вся полнота ветхозаветного Б. перешла ко Христу (24:30), Первосвященнику навек по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона, как ветхозаветные священники (Евр. 7:11).
Противопоставление Б. и проклятия снимается в НЗ заповедью любви к врагам и Б. проклинающих (Мф. 5:44); (Лк. 6:28); (Рим. 12:14); (1Кор. 4:12); (1Пет. 3:9), поскольку Господь «сделался за нас клятвой» (Гал. 3:13); ап. Иаков в своем послании прямо указывает на несовместимость Б. и проклятия (3:10).
В НЗ встречаются также традиц. евр. формулы Б.:
- благодарения Бога (Лк. 1:68; 2:28; 1:46),
- Б. трапезы (Мк. 6:41); (Лк. 24:30); (1Кор. 11:24; 2:2)
- и взаимные Б. - приветствия (Лк. 1:40-42); (Ин. 20:19, 21:26); (2Фес. 3:16).
Для посланий ап. Павла характерно упоминание благодати в связи с Б.: напр. (2Тим. 4:22).
Благословение в христианской жизни
Б.- неотъемлемая часть жизни каждого христианина, ежедневно испрашивающего Божия Б. на все свои дела, перед приемом пищи, при отходе ко сну. Кроме того, слово «Б.» употребляется как синоним согласия духовного наставника с намерением пасомого или же его поручения сделать «за послушание» то или др. Такое Б. является основной формой пастырского руководства. Не делать ничего без Б.- добродетель послушания. В то время как Б. на то или иное серьезное предприятие у плотских или духовных родителей, как правило, испрашивают все христиане, монах должен следовать Б. своего духовного отца в любых своих действиях. Благодатное действие Б. подтверждается бесчисленными примерами из аскетической и житийной лит-ры.
источник: церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1