Немецкий археолог Генрих Шлиман, прославившийся раскопками древней Трои, незадолго до смерти записал в своем дневнике: вся европейская культура считает себя наследницей древнегреческой и древнеримской цивилизаций, не осознавая, что обе они, в свою очередь, ведут происхождение от цивилизации древнеармянской. Аксиома следующая – Армянская цивилизация была и есть одна из первейших на Земле, Армянский язык был и есть древнейший из живых, а скорее всего и исчезнувших языков планеты, а Армянская нация была и есть та начальная квинтэссенция Человеческой культуры, которая питала и продолжает питать весь мир во всех областях знания и искусства.
Доказательств тому бесчисленное множество в истории, однако сейчас речь пойдет о другой области науки, а именно о географии, точнее, о топонимии. И здесь можно встретить свидетельства историков – как армянских, так и зарубежных, о том, где и как зарождалась культура и цивилизация. Армянское нагорье в топонимическом плане уникально. Ведь здесь, начиная с 6-5-го тысячелетий до н.э., формировалась и развивалась армянская нация, здесь все это время функционировал армянский язык, здесь назывались и закреплялись десятки тысяч топонимов, отразивших все разнообразие и несметное количество впечатлений и ситуаций древнейшего автохтонного народа. Большинству армянских географических названий, относящихся как к антропогенным, так и, тем более, к физико-географическим элементам, 3-4 тысячи лет. Все они красноречиво свидетельствуют об армяноцентричном устройстве древнего мира. Приведем всего несколько примеров.
Много лет ученые не могут расшифровать шумерскую клинопись, не могут даже прийти к однозначным выводам о том, откуда взялась шумерская цивилизация и что имели в виду шумеры в своих легендах и сказаниях. Все данные, в том числе и само название Шумер, воспринимаются современниками опосредованно – через аккадский язык. Мнения сходятся лишь в том, что шумеры в Месопотамию пришли с моря, из какой-то горной страны, а их боги обитали на некоей планете Нибиру – 12-й (?) в Солнечной системе, приближающейся к Земле каждые 3600 лет. Название шумеров переводят с аккадского как “черноголовые”, а название Нибиру – как крест, пересечение. Опять-таки оставим в стороне вопросы шумерской клинописи, прочесть которую можно только по-армянски, оставим в стороне вопрос о происхождении шумеров, этих загадочных “черноголовых” людей, пришедших из горной страны – может быть с моря, а может, просто по воде (о водном пути по Евфрату из Армении в Нижнее Междуречье писал еще Геродот)… Нас сейчас интересуют два имени, два названия – Шумер и Нибиру. Итак, родину первых ищут чуть ли не в Бахрейне-Дилмуне (ох и горная же страна!..), а местонахождение второй упорно высматривают на небе. Вы уже, конечно, догадались, где же именно надо их искать, — конечно, в Армении, на Армянском нагорье!
Итак, общеизвестен тот факт, что одним из гаваров (провинций) области Ахдзник Великой Армении был Нпркерт, с одноименным центром, на месте (или поблизости от) которого Тигран Мец основал свою столицу Тигранакерт. Сейчас это город Силван или Фаркин провинции Диарбакир Западной Армении. Достоверной этимологии топонима Нпркерт в арменоведении нет. Однако для непредвзятого исследователя вывод напрашивается однозначно: вычленяем суффикс – керт, при трактовке которого нет никаких сомнений – в армянской топонимии он обозначает населенный пункт, град; остается основа Нпр. Аналогия с Нибиру очевидна по двум причинам. Во-первых, общеизвестное и частое во многих языках выпадение гласных звуков. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, — в древнеармянской топонимической системе окончания на “у” встречаются очень часто, обозначая принадлежность, особенность того или иного топонима. Эта особенность часто встречается и в период Ванского царства (Урарту). Более того, в западной части гавара Нпркерт, в системе Сасунских гор, есть хребет Нирибу или Нирбу – опять-таки, очевидное языковое чередование слогов! У подножия хребта расположены села Нирибу-Алианц, Нирибу-Меликянц и Нирибу-Цованц, а также Нирибазан. Все они были основаны вокруг древнейшего города Нирбу к северо-западу от Айни (Хайни). Наконец, последний аккорд – к югу от хребта и сел Нирбу-Нирибу, в верхнем течении реки Амбар, впадающей слева в Тигрис, расположено село Нипирташ (обратим внимание – уже без чередования слогов), близ одноименных руин – тюркский перевод армянского Нибиркара – то есть, камень Нибир(у). А камень, кар в армянской топонимии – синоним авана, шена – то есть поселения, укрепленного населенного пункта.
На основании всего сказанного, можно, думается, сделать вывод о том, что прародиной шумеров, о которой впоследствии, перебравшись в Междуречье, они слагали легенды, назвав ее планетой богов Нибиру, была Армения. Что же означает это название в армянском? Первичной формой топонима следует считать вариант Навер или Наверу – захоронения, курганы с могилами предков. Названий Навер с таким значением на Армянском нагорье десятки, и прежде всего, это знаменитые некрополи Верин и Неркин (Верхние и Нижние) Навер близ села Парпи, раскопки которых многие годы осуществляет Акоп Симонян – ему удалось найти множественные доказательства того, что Армения является прародиной всей индоевропейской цивилизации. Таким образом, шумерская Нибиру – планета богов, перекресток, давший начало их культуре, – не что иное, как Армения, горная страна, откуда вышли черноголовые люди, спустившиеся по Евфрату в Междуречье и основавшие там государство.
А что же с самим названием Шумер? Какая здесь связь с Арменией? Самая прямая. Судите сами: на Армянском нагорье насчитывается несколько десятков топонимов, производных от Дзмар, Змар или Змер. Наиболее известными среди них являются древний город Зимара или Зимарра на западе Великой Армении близ знаменитого Бинкана – родины Мецаренца, а также село Дзмарахач к югу от развалин древнего Партава в Утике. Причем все эти Дзмары и Змары (иногда встречается вариант Дмар) пишутся с мягким “р” – так что зима здесь ни при чем. А если вспомнить аффикс “з” перед некоторыми согласными, широко применявшийся в грабаре, станет очень легко восстановить первоначальный вариант топонима Шумер – З-мер, то есть наш (речь, скорее всего о народе – наш народ, з-мер азг.) Вот и получается, что Шумер – это наша цивилизация, а Нибиру-Армения – это их Олимп!
Этих и подобных примеров сохранения в Армении топонимов соседних культур не два, не три – их десятки и сотни! В дальнейшем надеемся ознакомить читателей с другими древнейшими “цивилизационными” топонимами Армении, а пока, если позволите, “на закуску” — одно маленькое уточнение насчет очередной “загадки” истории. Итак, вспомним еще один продолжающийся спор научной элиты по поводу “загадочных” хиксосов (именно так, а не через “г” звучит название этого народа как на его собственном, так и на остальных языках). И снова оставим на долю лингвистов и историков тот, вообще-то, очевидный факт, что название это стоит в одном ряду с “хайк”, “хайксос” и “хайоц”. Ограничимся лишь приведением здесь одного, но многозначительного армянского топонима: в Малой Армении, в гаваре Малатиа (именно так, а не через “я” следует писать армянские названия стран) существует село под названием Хискос (опять вспомним про чередование звуков)…
Григор Бегларян
http://urbattert.am/армения-родина-шумера-и-нибиру/#prettyphoto[post_gallery]/0/
.
Комментарии 2