Юнг чувствовал, что катастрофическое зло, которое проявляется в нашем мире сегодня, является архетипическим выражением процесса перехода человечества от одной эпохи - и состояния сознания - к другой. Он придерживался мнения, что судьба мира буквально зависела от признания теневых элементов внутри нас и их ассимиляции в более расширенное ощущение себя, которое включает как наши светлые, так и темные аспекты.
То, что мы не принимаем в себе, а, скорее, исключаем из нашего представления о себе и толкаем в тени преисподней бессознательного - тем самым лишая его света - становится токсичным. Это вытесненное темное содержимое накапливает заряд в бессознательном, заражаясь архаичными архетипическими энергиями коллективного бессознательного. Поистине пугает то, как многие из нас настолько оторваны от нашей собственной тени, что легко могут стать бессознательными инструментами, с помощью которых архетипическое зло, скрытое в темной стороне человеческой психики, может действовать через нас в мир.
Мы все еще продолжаем думать, что мы «симплексные, а не дуплексные», говоря словами Юнга. Таким образом, мы представляем себя «безобидными, разумными и гуманными». Мы не отрицаем, что происходят ужасные вещи, но, поскольку мы считаем себя безобидными, как отмечает Юнг, «это всегда делают «другие». Когда мы не соприкасаемся с потенциальным злом, которое живет внутри нас, мы проецируем его за пределы себя в тщетной попытке отречься от него, тем самым становясь жертвой и бессознательно действуя во внешнем мире того самого зла, от которого мы отворачиваемся внутри себя. Зло процветает, если мы закрываем на него глаза.
Цитируя Юнга: «Зло сегодня стало видимой Великой Силой…. Мы стоим лицом к лицу с ужасным вопросом зла и даже не знаем, что нас ждет, не говоря уже о том, что ему противопоставить». Большинству обычных, психологически и/или духовно слаборазвитых людей трудно даже представить себе крайнюю порочность зла, которое потенциально может проявляться через отдельных лиц или группы (не говоря уже о самих себе), захваченных волей к власти тени. Однако, чтобы развить чувство того, как бороться со злом, мы сначала должны попытаться понять природу зверя, с которым мы имеем дело.
Первый принцип психологического метода состоит в том, что любое явление, которое нужно понять, нужно вообразить с симпатией. Ни один синдром не может быть по-настоящему вытеснен из его проклятого состояния, пока мы впервые не проникнем в его сердце воображением. По словам Юнга, одним из наиболее важных шагов в борьбе со злом является развитие того, что он называет «воображением зла». Если мы по своей наивности не можем представить себе зло, на которое люди потенциально способны - и на которое мы способны сами, при определенных обстоятельствах, - по нашей наивности, мы отдаем себя в руки зла. Если зло ускользнет от досягаемости нашего воображения, оно будет диктовать, насаждать и устанавливать господство над нами, как в нашем воображении, так и в нашей конкретной жизни. Поскольку наше воображение может помочь нам справиться со злом, зло пытается задушить и в конечном итоге разрушить воображение.
Если у нас не разовьется воображение зла, мы можем потерять связь с нашей тенью и отождествить себя с тем, что Юнг называет «вымышленной личностью», то есть, отделяясь от нашей тьмы, мы воспринимаем себя как кого-то, кто не мы - «облегченная» версия самих себя. У всех нас есть более темная половина, но в той степени, в которой мы чрезмерно отождествляем себя со своей светлой стороной за счет тьмы внутри нас, мы оказываемся неспособными вообразить глубины тьмы, на которые мы способны. Юнг ничем не отличается от этого, когда пишет: «Благодаря нашей человеческой природе мы всегда являемся потенциальными преступниками. На самом деле у нас просто не было подходящей возможности втянуться в адскую схватку.
Существуют безличные силы, которые оживляют и информируют коллективную тень, скрывающуюся в нашем бессознательном. По словам Юнга: «Мы блаженно не осознаем эти силы, потому что они никогда или почти никогда не появляются в наших личных отношениях или при обычных обстоятельствах. Но если люди собираются вместе и образуют толпу, тогда динамизм коллективного человека высвобождается - звери или демоны, дремлющие в каждом человеке освобождаются…. Изменение характера, вызванное натиском коллективных сил, поразительно. Кроткое и разумное существо может превратиться в маньяка или дикого зверя». Чашка Петри для масс - это питательная среда для процветания и распространения зла. Мы имеем дело не только с личными силами, имеющими отношение к нам как к индивидуумам, но и с безличными.
Эти коллективные, безличные и архетипические силы могут быть настолько подавляющими, что - когда мы объединяемся в большую группу - они могут вести кажущуюся собственную жизнь, обладая нашей эгоистической идентичностью, превращая нас в своих соучастников, так что мы становимся невольными марионетками этих сил. Коллективная одержимость может легко превратиться в психическую эпидемию - коллективный психоз - то, что нам важно осознавать в такие времена, как наше, когда в нашем мире растет насилие со стороны толпы.
Юнг пишет: «Гигантские катастрофы, которые угрожают нам сегодня, - это не стихийные события физического или биологического порядка, а психические события…. В любой момент несколько миллионов людей могут быть поражены новым безумием, и тогда нас ждет еще одна мировая война или разрушительная революция ... современный человек поражен стихийными силами собственной психики. Это Мировая держава, которая намного превосходит все другие силы на земле». Другими словами, великая сила - и, казалось бы, более темная сила - которая угрожает нам сегодня, должна быть найдена в том месте, где она возникает, в нашей психике. Мы не должны больше недооценивать, а, скорее, должны признать главную роль, которую психика играет в мировых делах.
Следующий шаг, который мы должны сделать в борьбе со злом - по словам Юнга, «чтобы противостоять ему» - это признать, что тьма в нашем мире открывает нам нечто внутри нас самих, о чем нам надлежит знать. Искать решение всемирной проблемы зла вне нас самих - значит дистанцироваться и отвлекаться от источника проблемы (а также от потенциального решения), что, как снова и снова указывает Юнг, должны быть найдены в человеке. Хотя корни зла могут быть обнаружены только внутри индивидуума, это не означает, что силы зла, с которыми можно столкнуться в индивидуальной психике, являются лишь личным делом. Исследуя наши собственные глубины, мы потенциально можем столкнуться лицом к лицу с огромными и грозными силами архетипической коллективной тени внутри нас.
Недостаток воображения стал причиной некоторых крупнейших бедствий в мировой истории. Юнг придерживался мнения, что, если у нас нет представления о зле, «зло держит нас в своих руках». Отсутствие связи с нашим собственным потенциалом зла гарантирует, что мы неосознанно будем его разыгрывать. Если у нас не разовьется многогранное представление о зле, у нас не будет возможности узнать, с чем мы сталкиваемся. Отсутствие у нас представления о зле - лучший способ сделать нас, говоря словами Юнга, «орудием зла». По словам Юнга, отсутствие у нас понимания зла, на которое способен любой из нас, «лишает нас способности бороться со злом». Нам нужно быть в близких отношениях и знать тьму внутри себя, если мы хотим иметь хоть какую-то надежду эффективно справиться с тьмой в целом мире.
Для нас чрезвычайно важно развивать способность воображения, чтобы иметь возможность бороться со злом в нашем мире. «Зло, - пишет Юнг, - уже не может быть изгнано из мира с помощью обмана. Мы должны научиться справляться с этим, потому что оно здесь, чтобы остаться». Мы можем отрицать это все, настаивать на том, чтобы оставаться слепыми - как страусы, пряча голову в песок. Однако никуда не деться от того факта, что - как способ найти и углубить нашу связь со светом - нам суждено примириться с темной стороной себя и Вселенной в целом, а это всего лишь то, что появляется в поле зрения из-за близости и силы яркого света.
Интеграция нашей тени - это не интеллектуальное стремление, а моральная проблема, которая бросает вызов всему человеку. Осознание тени необходимо для любой степени самопознания. Процесс проливания света на тень обычно встречает сильное внутреннее сопротивление, потому что у невежества есть инерция, которую необходимо преодолеть, чтобы уступить место свету самопознания.
Цитируя Юнга: «Следовательно, индивидуум, желающий найти ответ на проблему зла в том виде, в каком она ставится сегодня, в первую очередь нуждается в самопознании, то есть в максимально возможном знании своей целостности.» В наши нынешние катастрофические времена знание самой сокровенной основы нашего существа - нашей внутренней целостности - абсолютно необходимо.
Юнг заключает: «Индивидуальная саморефлексия, возвращение человека к основам человеческой природы, к его собственному глубинному существу… вот начало лекарства от слепоты, которая царит в настоящий момент».
Всякий раз, когда мы размышляем о себе, мы неизбежно сталкиваемся с живыми границами самого бессознательного, где находится то самое лекарство, которое исцеляет нашу слепоту.
Пол Леви
Комментарии 1