«Как в человеческом теле есть голова, руки, живот и ноги, так и общественный организм построен подобным образом.» Бхагавад-гита, 4.13 . В социальном организме, как и в любом другом, важны все части, и никто не может пренебрегать ни одной из них, но особенно важен мозг, потому что он передает информацию всем остальным частям тела.
Поэтому молодежь, получившая должное обучение и подготовку в соответствии со своей естественной Варной, может принести большую пользу обществу.
«Деление людей на классы соответствует иерархии разума Вселенной и отражает его полноту, поскольку любая из варн нуждается во всех других.»
Шрила Прабхупада
«Институт варнашрама-дхармы, делящий всех людей в обществе по роду их занятий и социальному статусу на четыре касты и четыре уклада жизни, предназначен для того, чтобы разделить людей не по происхождению, а в соответствии с их качествами и уровнем образо-вания. Это нужно для того, чтобы обеспечить в обществе мир и процветание». «Бхагавад-гита как она есть» (16.1-3), комментарий.
Другими словами, разная природа классов, перечисленных выше, образует самодостаточную единую систему, которую мы называем царством людей. Таким образом, люди едины как часть общества и отличны друг от друга одновременно как личности по роду их деятельности и уровню сознания.
«Дело каждого важно. Важно дело и брахмана, и кшатрия — так же, как в теле важны и голова, и рука, и желудок. Все органы должны быть в порядке. Если есть какая-то проблема в ноге, вы не можете сказать: «Не обращайте внимания на ногу. Заботьтесь только о мозгах». Нет. Мозг будет испытывать боль из-за боли в ноге. Не может же нога, только потому, что она является ногой, быть менее важна, чем голова. Но невозможно и ногу просить работать как мозги.
«Варнашрама — это тело общества, где все на своих местах: руки, ноги, голова, туловище. Части тела не могут существовать друг без друга — все важно, это целостный организм»
/Шрила Прабхупада/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРНЫ
Итак, человеческая природа должна быть полезна всему обществу в целом, а также иметь благотворное влияние и на окружающую среду, в которой обитают и все остальные формы жизни. Вода, земля, воздух и эфир должны сохраняться в чистоте. Это будет наш критерий правильного развития цивилизации — чистота, внешняя и внутренняя.
Хотя каждый из нас испытывает на себе смешанное влияние трёх гун, одна из них, а иногда и две, может оказывать преобладающее влияние на характер человека. Согласно системе варнашрамы, юношу обучают в соответствии с теми гунами, которые преобладают в его характере, и таким образом он становится способным заниматься тем делом, которое больше всего подходит его природе. Те, кто обладают качествами, свойственными гуне благости, могут, получив соответствующее образование, стать брахманами.
Варна «Брахманы»
«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности». «Бхагавад-гита как она есть» (18.42).
Варна «Кшатрии»
Те, кто проявляют качества гуны страсти, могут, пройдя соответствующую подготовку, стать кшатриями.
«Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга». «Бхагавад-гита как она есть» (18.43).
Варна «Вайшьи»
Те, кто испытывают на себе смешанное влияние гун страсти и невежества, могут, получив соответствующее образование, стать вайшьями.
«Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев». «Бхагавад-гита как она есть» (18.44).
Варна «Шудры»
Те, кто пребывают под преобладающим влиянием гуны невежества, могут выполнять обязанности шудр.
«Шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим». «Бхагавад-гита как она есть» (18.44).
Детальнее о деятельности разных варн — в следующей статье «Варна и деятельность»
Kris.h.Nive
на основе материалов книги «Четыре цели семейной жизни»
Комментарии 1