Кузякин пытается побыстрее прошмыгнуть из школы, но голос Ларисы Яковлевны останавливает его.
— Кузякин, сегодня ты вёл себя просто отвратительно, так что, если не хочешь, чтобы я вызвала твоих родителей в школу, почисть аквариум.
— Р-р. — Огрызается, не открывая рта.
— И нечего огрызаться, давай шустрее.
Кузякин поворачивает голову к окну — там, на спортивной площадке, ребята играют в футбол.
— У—у. — Не открывая рта, с досадой, резкая подсечка кулаком вдоль корпуса.
Петрова, всё это время стоявшая неподалёку, подходит к Кузякину.
— Что не так?
— Достали уже все! То не так, эдак не эдак.
Каждый так и норовит Кузякину замечание сделать или к директору отправить.
— Забей. — Спокойно и уверенно, лёгкий взмах ладошкой.
— Самое главное, — слегка жестикулирует указательным пальчиком, — на негатив не обращай внимание, а просто переведи его в позитив, и всё у тебя будет в шоколаде, Кузякин! — С улыбкой, ладошки в стороны.
— Это как это? — Ты же вчера, когда гол забил в ворота, кричал: «Россия вперёд»?
— Кричал. — Серьёзно, не понимая, куда клонит Петрова.
— Вот сейчас перед тобой стоит задача - помыть аквариум.
— И что?
— Ты можешь помыть его хорошо, с таким же воодушевлением, как ты кричал: «Россия вперёд», — подзуживая,— и все скажут: «Молодец, Кузякин», — улыбаясь, — а можешь тяп-ляп, — ручкой вправо, влево, — и все скажут: «Кузякин — оболтус».
Кузякин в растерянности, не зная, как отреагировать на слова Петровой — то ли рыкнуть, то ли что, но мыть аквариум уж больно не хочется.
Видя всё, что творится на душе у Кузякина, Петрова спрашивает: — А хочешь, Кузякин, мы с тобой вместе помоем аквариум?
Обалдевший от такого предложения, Кузякин очень дерзко и с подозрением: — Шутишь?
— Нет, не шучу. — Потихонечку начинает петь, улыбаясь. — «Если с другом вышел в путь, веселей дорога», — делает кивок головой вверх Кузякину, продолжай мол, — «Без друзей меня чуть-чуть…», — даже не поёт, а больше говорит Петрова негромко, но мощно: — «А с друзьями много!» — широко улыбаясь.
Бросает свой рюкзак Кузякину прямо в руки и по-доброму: — Пошли, Кузякин.
Петрова щёточкой скоблит стекло, Кузякин промывает камушки в тазике и выкладывает их на стол.
Вдруг ему попадается гладкая галька. Он разглядывает её, потом вытягивает руку вперёд, показывая гальку Петровой и говорит: — Смотри, какой классный камушек, прямо-таки руке приятно держать.
— И отчего же он такой стал? — Слегка игриво спрашивает Петрова.
— Будто не знаешь. Море его шлифовало.
Петрова берёт камушек, разглядывая его. — Вот так и людей жизнь шлифует, Кузякин, чтобы стали они добрыми, сильными, честными, научились прощать обиды и ничего не боялись. Так что тебе, Кузякин, повезло, что все шишки на твою голову падают. — Смеётся.
— Это отчего же мне повезло?
— Быстрее станешь совершенным, — Петрова берёт со стола камень с рваными краями, — а вот ему не повезло, прошло миллион лет, а он так и остался уродливым. Ничего личного — квадратура круга.
— Причём тут квадратура круга?
— Ну, как? Законы геометрии относятся не только к материальному миру, но и к духовному.
— Не понял.
— Помнишь, неделю назад, мы на геометрии чертили квадрат с помощью циркуля и линейки?
— Помню, и что?
— А то, что любой предмет или человек по мере совершенствования приближается к абсолютному идеалу.
— Что-то я не пойму, Петрова, разъясни поподробней.
— Квадрат – это наш несовершенный мир, со всеми его пороками и недостатками, как вот этот камень. Встанешь на такой босой ногой, и порезаться можно. В круг можно вписать один квадрат, 4; 12; 64 и до бесконечности, то есть, совершенствуя себя, мы уходим от примитивного «квадрата», — показывает пальчиками кавычки, — к совершенству круга. Настаёт такой момент, когда квадратики заполняют весь круг и приближаются к линии круга так близко, что создаётся иллюзия идеальной линии.
— Почему иллюзия? Ведь галька же идеально гладкая.
Петрова улыбается. — Это для нашего восприятия она идеальна, а вот если на неё посмотреть в микроскоп, то самая маленькая царапинка будет, как Большой Каньон в штате Колорадо. — Улыбается.
— И что, идеала нельзя достичь?
— Никогда! Потому что — это ИДЕАЛ, АБСОЛЮТ! К нему можно только бесконечно приближаться, а достичь невозможно никогда! Вот и людей, Кузякин, жизнь шлифует, как гальку — одни учатся на трудностях и стремятся к совершенству, а другие — нет, только злей становятся, как этот камень. Вопрос: что ты выбираешь Кузякин? — Вопросительно смотрит на Кузякина.
Не ожидавший такого поворота Кузякин, задумавшись на секунду, уверенно и твёрдо: — Я, Петрова, выбираю совершенство! — Слегка улыбаясь.
Петрова отпускает камушек с рваными краями в аквариум со словами: — Пусть ему немножко повезёт, ведь ему есть к чему стремиться?
— Конечно, есть, пусть он тоже станет гладким. — Улыбаясь, говорит Кузякин.
— Послушай, Петрова, а если человек не хочет совершенствоваться, типа: «денег куча, всё в шоколаде, живи и получай удовольствие от жизни», тогда как?
Петрова задумалась на секунду, как объяснить по-простому?
— Ты как-то говорил, что на даче помогаешь бабушке.
— Было такое, помидоры весной сажали.
— И как, хороший урожай собрали?
— Во! — Демонстрирует кулак с поднятым вверх большим пальцем. — Три корзинки.
— Хорошо, а представь себе, что у всех соседей помидоры уже вот такие. — Показывает руками размер с небольшой мячик. — А у тебя только одни листья прут и даже цвести не пытаются, ты что, до осени их поливать будешь?
— Это нецелесообразно!
— Нецелесообразно, и что ты будешь делать?
— Хм! Вырву и на помойку! Лучше редиску посажу.
— Вот видишь, если ты поступаешь по принципу целесообразности, то это относится не только к помидорам, но и ко всему пространству и, конечно, к человеку. Ты вот подождал, подождал, когда помидоры начнут нормально развиваться, не дождался и вырвал их. Так и Космос устроен по принципу целесообразности — нет развития, на помойку. — Взмах ладошкой. — Для этого и время дано человеку на земле, чтобы жизнь научился любить, быть честным, справедливым, добрым и отзывчивым. Мудрым, одним словом, а не так, чтобы про него в старости сказали: «Что старый, что малый»
— Согласен. — Улыбается. — Значит, будем совершенствоваться.
— Да, не прост путь, чтобы стать идеальным. — Поднимает на ладошки гладкую гальку, немножко задумавшись, протягивает её Кузякину. — На, сохрани её, как символ стремления к совершенству.
Кузякин берёт гальку из рук Петровой, смотрит на неё, а затем убирает в нагрудный карман. Аквариум помыт просто отлично.
Петрова и Кузякин собираются выходить из класса. Петрова забрасывает рюкзак на одно плечо.
В этот момент в класс входит Лариса Яковлевна и сразу же обращает внимание на сверкающий аквариум.
— Ну вот, Кузякин, умеешь, когда захочешь. Молодец!
— Вообще-то, Лариса Яковлевна, мы его вместе с Петровой мыли…
— Ну, тогда вы вдвойне молодцы, ребята! Хорошо постарались. Просто порадовали. Ну, идите. — Радостно говорит Лариса Яковлевна.
Петрова и Кузякин, довольные, выходят из класса. Петрова вытягивает ладошку навстречу Кузякину. Он, сразу сориентировавшись, слегка стукает своей ладонью в ладонь Петровой. Смеются.
— Мы сделали это! — Восклицает Петрова.
Последний кадр: плавающие рыбки в аквариуме.
Автор Алексей Карлов
_________________________________________________________
Предыдущие серии сериала «Прыжок из детства к Солнцу» можно прочитать по ссылкам:
Пролог
Знакомство
#Квадратуракруга#Прыжокиздетства
Комментарии 1