"
Отклики современников на гибель Великого князя.
Издательство Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича.2015 г.
Взрыв, прогремевший в Кремле 4 февраля (17 по н.ст.) 1905 года потряс всю Россию.
Впервые за всю историю эта священная для русских земля обагрилась Царственной кровью. Великий Князь Сергей Александрович Романов был убит так же, как и его отец, Царь-Освободитель Александр II - от бомбы, брошенной террористом-революционером.
Отношение к этому злодеянию, страшному по своей жестокости и кощунству, четко разделило общество на несколько лагерей. Представители либеральных кругов, заигрывавшие с революцией и мечтавшие взлететь на гребне «демократического подъема», выказали преступное равнодушие. «По наивности», они не подозревали, что играют со стихией, которая не пощадит никого. Враги торжествовали. Их месть настигла Московского генерал-губернатора, родного дядю Императора Николая II, который грудью защищал Самодержавие и был сторонником жестких мер в борьбе с революционной угрозой. И только истинные патриоты и православные русские люди понимали, кого они потеряли в лице Великого Князя.
Последние годы своей жизни Сергей Александрович глубоко страдал.
Не потеря династической власти и личных привилегий страшили его, а гибель традиционного православно-монархического строя, который единственно и создал Великую Россию.
Россия, которую он любил больше жизни, с ее святынями и колоссальным историческим и культурным наследием, с землями, политыми русской кровью в героических сражениях – эта Россия на его глазах переставала существовать. Люди, казалось, обезумели: ушами слышат и не слушают, глазами смотрят и не видят всего, что творилось тогда в стране, охваченной разгулом бесовщины (по Достоевскому). «Один в поле не воин», - с грустью констатировал Великий Князь в письме к брату.
Целая серия политических убийств прокатилась по стране. Объектами террора стала в первую очередь политическая элита империи, влиятельные должностные лица, преследующие антиправительственных агитаторов, и просто люди, честно исполняющие свой служебный долг. Среди близких единомышленников Великого Князя были убиты министр народного просвещения Н.П.Боголепов (1901), министр внутренних дел Д.С.Сипягин (1902), министр внутренних дел В.К.Плеве (1904).
При этом на фоне бездействия и беспомощности властей постоянно печатались и «разжигательные статьи в петербургских газетах, которых никто не останавливал.. – революционная пропаганда лучше всяких подпольных изданий и прокламаций» (Из письма Вел. Кн. Сергея Александровича к К. П. Победоносцеву).
Стремясь противостоять распространению революционной агитации среди рабочих в Москве, Великий Князь выступил инициатором создания таких союзов рабочих, которые бы оказывали реальную социальную помощь нуждающимся. В феврале 1902 года он писал брату Павлу: «Сегодня у меня были приятные минуты: я принимал депутацию рабочих со всех механических заводов и мастерских Москвы, которым я устроил и провел устав Общества самопомощи. Дело очень интересное, серьезное, даже скажу опасное, обоюдоострое, но, по моему крайнему разумению, необходимое по теперешним временам. Все люди молодые, развитые – элемент благодатный. Пришли меня благодарить за содействие; один из них прочел мне стихи. За сим я им сказал несколько прочувствованных слов, с каждым поговорил… Дай-то Бог, в добрый час!»
Беседовавший с Сергеем Александровичем за несколько недель до его гибели один из вождей ирландской партии Микаэль Дэвилт отмечал, что Великий Князь обнаружил большой интерес к улучшению социальных условий рабочих и что его убийство погубит не только хорошее дело, но и задержит прогресс в общественных отношениях. Но именно эту цель и преследовали убийцы Великого Князя.
Весть о злодеянии в Кремле подлинным горем наполнила сердца простых москвичей. Днем и ночью непрерывной рекой шли они поклониться Князю-Мученику, как сразу стали его именовать в народе. По 5-6 часов выстаивали они, дожидаясь очереди, чтобы пройти в Чудов монастырь Кремля, где был установлен гроб с останками почившего. Обагренные кровью клочки его одежды, обломки экипажа, лепестки траурных венков разбирались верующими как святыни. Народ почитал его как благоверного христолюбивого князя в духе древних князей Московских, защищавших идеалы Святой Руси до крови. Об этом писал в 1905 году священник Иоанн Соловьев: «Великий Князь и на страницах русской истории, и на скрижалях совестливого сердца русского вписан в сонм великих сынов России, как благоверные князья Древней Руси святые Александр Невский, Георгий Владимирский, как святители Петр и Алексий, патриархи Иов и Гермоген, пострадавшие за единодержавную законную власть Православного Царя Русского».
А епископ Трифон (Туркестанов) отмечал: «Невольно подивишься предоставленному Богом совпадению для мученической кончины Его с днем памяти Св. благоверного князя Георгия Всеволодовича, мученически в этот именно день 600 с лишком лет тому назад скончавшегося в борьбе с татарами за Святую Русь. Не ясный ли это знак, что наш Князь-мученик жил в своей службе Царю и Родине тою же верою, за которую Святая Церковь прославляет благоверного князя Георгия?»
Вместе с тем, подлинный облик этого истинно русского человека сознательно искажался врагами России, с которыми он в свое время не шел ни на какие компромиссы.
Автор брошюры «За что его убили» указал главную причину этого преступления: «Лишить Россию – не только в настоящее время, но и на будущий период ее возрождения сильных и убежденных защитников – вот гнусная цель наших подпольных и «легальных» революционеров. Вот почему он с ожесточенной злобой накинулись на Вел.Кн. Сергея Александровича, чуя в Нем человека не только бывшего, но и будущего времени».
И действительно, именно в наше время стало особенным образом открываться значение жизненного подвига Вел.Кн.Сергея Александровича как воина, мужественно сражавшегося во внутренней войне и удостоенного мученического венца славы.
«Мученичество – это величайший дар Божий. Кого любит Бог, того награждает мученическим венцом…, - говорил в своем слове 17 февраля 2005 года после панихиды по убиенному Великому Князю Архиепископ Алексий (Фролов). – Любовь же к Отечеству (которой в полной мере обладал Великий Князь) – это глубоко религиозное чувство, это есть любовь к святым, сделавших нашу Русь Святой… Вечная Тебе память, наш доблестный Русский Великий Князь. Были на Руси подобные тебе благоверные Князья, жизнию своею запечатлевшие служение Христу, Отечеству и своему народу, Ты дополняешь их светлый ряд».
https://btgv.ru/gallery/bright-resurrection-of-christ-at-the-front-of-the-great-war/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев