Шотландский микробиолог-исследователь Александр Флеминг (1881-1955) всю жизнь открещивался от звания первооткрывателя пенициллина. Всем известен хрестоматийный рассказ о незакрытой форточке в университетской лаборатории и принесенной неизвестно каким ветром плесени, случайно осевшей в чашке Петри, однако мало кто осознает, что по сути великий ученый оказался на вершине айсберга, основание которого уходит в древние времена: первые документальные свидетельства использования плесневелого хлеба для лечения ран датированы II веком до н.э. Свой вклад в будущий триумф внесли британский королевский травник Джон Паркингтон и один из основателей современной антисептики Джозеф Листер, родоночальник российской дерматологии Алексей Герасимович Полотебнов и видный терапевт Вячеслав Авксентьевич Манассеин.
В этом айсберге найдется место и для Второй мировой войны, ведь именно из-за массовости санитарных потерь, огромного количества самых различных осложненных ран – и сочетанных, и комбинированных – удалось в кратчайшие сроки провести самые масштабные клинические испытания нового препарата, которые только можно себе представить. Даже контрольная группа была: пенициллин был только в странах антигитлеровской коалиции, в вермахте использовались сульфаниламиды, к которым у многих бактерий к тому времени уже развилась устойчивость. И разница в проценте возвращенных в строй бойцов между этими двумя группами определенно свидетельствовала о разгромной победе первого в мире антибиотика.
Флеминг не называл свой препарат «антибиотиком», термин появился позже, его автор – американский ученый Зельман Ваксман, работавший в совершенно другом направлении – лечение туберкулеза. И первым антибиотиком формально следует считать открытый им стрептомицин, а пенициллин был внесен в эту группу постфактум.
Выдающийся шотландец никогда даже не попытался предъявить авторские права на пенициллин, впрочем, как и все остальные участники этой эпохальной разработки. Все исследователи единодушно полагали, что такое масштабное открытие должно принадлежать всему человечеству, быть доступным абсолютно каждому нуждающемуся в нем пациенту.
Нобелевская премия по физиологии или медицине победного 1945 года с формулировкой «За открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях» была присуждена троим фигурантам «пенициллинового дела»: Александру Флемингу, Говарду Флери и Эрнсту Чейну. Представляя лауреатов 1945 года, профессор Лильестранд из Каролинского института подчеркнул, что пенициллин – лекарство не универсальное, но определенно перспективное. В том числе и в смысле обнаружения новых веществ с аналогичными свойствами. Время показало, что профессор был прав на все 100%.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев