Три четверти века главный фонтан Петергофа «Самсон, разрывающий пасть льва» украшает скульптура, созданная взамен украденной на основе старых фотографий. Почему так получилось?
Нынешний облик Большого каскада в Петергофе постепенно складывался на протяжении столетий, но задуман был Петром Великим и при нём же в основном осуществлён. Строительство началось весной 1716-го, а пробный пуск состоялся летом 1721-го в присутствии первого российского императора.
При этом в центральном ковше перед каскадом, откуда проложен 12-метровый по ширине прямой канал до Финского залива, первоначально никакого фонтана не было и, судя по всему, не планировалось, поскольку сюда со стороны моря на судах должны были прибывать гости императорской резиденции. Эта идея Петра I (передвижение по водным путям) внедрялась им в Петербурге и его окрестностях настойчиво, несмотря на длительные и холодные российские зимы. Правда, в холодное время года эта «логистика» была вполне действенна на образующихся «ледовых трассах».
Впечатляющий XVIII век масштабами фонтан в ковше Большого каскада в Петергофе было решено соорудить при императрице Анне Иоанновне (племяннице Петра I) в 1735 году, посвятив его 25-летию победы в Полтавском сражении.
Темой этого своеобразного монумента стал сюжет «Самсон, разрывающий пасть льва», олицетворяющий «викторию» России в Северной войне со Швецией, в результате которой новая империя утвердилась на берегах Балтийского моря, стала морской державой и активной участницей «европейского дипломатического концерта».
Первого Самсона для грандиозного фонтана выполнил Бартоломео Растрелли — талантливый рисовальщик, архитектор, ювелир и лепщик, а также отец затмившего его славой Бартоломео Франческо Растрелли, перестроившего и расширившего Большой дворец в Петергофе и Екатерининский в Царском Селе, спроектировавший для Петербурга Зимний императорский, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также комплекс зданий Смольного монастыря.
При Павле I в 1799 году специальная комиссия, состоящая из ведущих российских скульпторов того времени Ивана Мартоса, Михаила Козловского и Фёдора Гордеева рекомендовала заменить все свинцовые статуи, включая Самсона, ещё остававшиеся на Большом каскаде Петергофа, бронзовыми.
В результате 42 статуи и 94 декоративных элементов общим весом около 16 тонн (1050 пудов) в 1806 году ушли с торгов как свинцовый лом заводчику Андрею Баташову по пять рублей за пуд. Так канул в Лету Самсон I — растреллиевский.
Заказ на изготовление новой статуи достался скульптору Михаилу Козловскому, который создал совершенно самостоятельное произведение, сохранив, естественно, общую композицию, поскольку фонтан уже существовал и Самсон просто обязан был по-прежнему разрывать льву пасть таким образом, чтобы из неё взлетала в небо высоченная струя воды.
Козловский изобразил ветхозаветного богатыря без плаща, практически полностью обнажённым, без бороды и с коротко подстриженными волосами на голове. То есть вопреки легенде о зависимости силы Самсона от длины и густоты его причёски.
По этому поводу высказываются две версии. Первая (искусствоведческая) состоит в том, то работавшему в эстетике классицизма Козловскому «ближе и роднее» был образ древнегреческого Геракла, побеждающего немейского льва. Вторая (идеологическая) сводится к следующему: скульптор хотел показать, что, будучи и не в полной силе, Самсон (созданная Петром Великим Российская империя) способен порвать любого встретившегося на пути врага.
Петергоф был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками в ночь с 22 на 23 сентября 1941 года. К этому моменту значительная часть фонтанных скульптур удалось укрыть в тайниках и таким образом сохранить. Но несколько крупных статуй («Нева», «Волхов» и др.), в том числе и Самсон (весом около пяти тонн) остались на своих местах и были похищены.
Считается, что статуя была отправлена на переплавку и, таким образом, утрачена навсегда. Правда, данных о каких-то серьёзных поисках подлинного Самсона в послевоенные годы не имеется — только словесные утверждения. Решение о воссоздании фонтанов Петергофа было принято уже 5 мая 1945 года. То есть на какие-то поиски утраченного уже не было времени, когда идеологически вопрос был по сути дела снят с повестки дня.
Статую Самсона поручили выполнить Василию Симонову, на стадии перевода модели в натуральную величину вместе с ним работал коллега Николай Михайлов и инженеры-гидротехники. И вновь получилась не копия прежней скульптуры, а вполне самостоятельное произведение.
Торжественный пуск фонтана после монтажа статуи состоялся 14 сентября 1947 года. То есть 75 лет назад.
Подробности истории скульптуры Самсона в Петергофе — на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/czar-fontan-samson-iii-75-let-na-petergofskom-prestole/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев