Автоматическое ЗУ для автомобильных АКБ с установкой тока
Для изготовления этого простого зарядного устройства (ЗУ) для автомобильных аккумуляторов потребуется сетевой трансформатор с двумя вторичными обмотками по 18 В, способный обеспечить долговременный выходной ток 5 А. Остальные электронные компоненты – распространённые и недорогие, которые можно заменить аналогичными с подходящими параметрами.
Схема обеспечивает заряд АКБ максимальным током до 5 А, который устанавливается вручную, а по мере заряда и возрастании значения напряжения на аккумуляторе до определённого уровня, который устанавливается в процессе настройки ЗУ, зарядка автоматически отключается.
После подключения аккумулятора к клеммам ЗУ и установки необходимого зарядного тока переменным резистором R2, напряжение на АКБ будет постепенно повышаться. Когда напряжение на аккумуляторе превысит напряжение на стабилитроне VD4, транзисторы VT3 и VT4 закроются, и ток заряда прекратится.
Транзистор VT2 задает базовый ток для регулирующего транзистора VT3 и ток через стабилитрон VD4. Падение напряжения на резисторе R4, который является датчиком тока, управляет состоянием транзистора VT1, прикрывая его при увеличении тока, и тем самым осуществляется стабилизация режима заряда.
Диод VD5 предохраняет от неправильного подключения аккумулятора («переполюсовки»).
Настройка В схеме есть две регулировки, которые необходимо сделать в процессе наладки ЗУ до начала эксплуатации. Первая – установка максимально возможного зарядного тока подстроечным резистором R3, а вторая – установка напряжения на АКБ резистором R6, при котором процесс заряда прекращается.
Для установки максимального тока заряда, переменный резистор R2 нужно установить в крайнее нижние положение на схеме, а подстроечный R3 – в крайнее верхнее. Затем замкнуть выход ЗУ через амперметр (мультиметр в режиме измерения тока) и после включения в сеть подстроечным резистором R3 выставить значение максимального тока заряда. Минимальное значение начинается с 3 А. Транзистор VT4 при этом должен быть установлен на теплоотводе.
Вторая установка делается при разомкнутом выходе ЗУ (ничего не подключено) по вольтметру, подключённому параллельно стабилитрону VD4 подстроечным резистором R6. Суть регулировки – установить напряжение на клеммах АКБ при котором заряд прекратится.
Первый заряд АКБ необходимо осуществлять под контролем, при необходимости корректируя значения зарядного тока и напряжения отключения указанными подстроечными резисторами в реальных условиях зарядки.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев